«Высокий, дородный, резкий, с небольшой бородой и глубоко посаженными темно-голубыми глазами», — так описан внешний облик этого музыканта в журнале «Тайм». «Ирония Стравинского и усы Тосканини» — так запомнился он московским критикам.
Курт Мазур родился в 1927-м году. В юности он много выступал в джазовом ансамбле как пианист и с тех пор всегда с уважением отзывается о джазе и рок-музыке. Профессию дирижера Курт Мазур выбрал после войны, — он закончил Лейпцигскую консерваторию.
Дирижер с ужасом вспоминает свой дебют в театре в Галле, — здесь единственный раз в жизни он выступал с вокальной партией. Это была роль садовника в «Женитьбе Фигаро» Моцарта. Долговязый юноша, не обученный ни пению, ни игре на сцене в маске и слишком просторном для него костюме — он чувствовал себя ужасно.
Однако, остановившись на профессии дирижера, Курт Мазур быстро заявил о себе. Кульминация его дирижерской деятельности — 1991-й год. Он занимал пост главного дирижера знаменитого лейпцигского «Гевандхауза», когда — неожиданно для всех — ему предложили руководство Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Работать одновременно в Старом и Новом Свете — задача как раз для людей такого темперамента, как этот маэстро. Он принял предложение и стал работать в Лейпциге и Нью-Йорке одновременно.
Критики отмечают, что с оркестрантами он строг: «Маэстро относится к тому типу дирижеров-диктаторов, которые скорее согласятся на насилие, чем на необязательный, хоть и профессионально сделанный фон».
Обычно Курт Мазур дирижирует наизусть и без палочки. Его репертуар огромен, но он сам считает себя романтиком.
Гуманист и дирижёр. Курт Мазур
Немецкий маэстро Курт Мазур ценил русскую музыку. Он записал все симфонии Чайковского, исполнял произведения Шостаковича, одним из первых познакомил Германию с сочинениями Губайдулиной и Шнитке, часто выступал в Советском Союзе, а потом в России, был любим нашей публикой. Любят Мазура и в Германии. После объединения страны его даже прочили в посткоммунистические лидеры. Лучший дирижёр ГДР родился 18 июля 1927-го года.
Его родина — Силезия, регион за обладание, которым велись войны много сотен лет. Сегодня родной город маэстро — в Польше, а тогда был в составе Германии, хотя в фамилии Мазур явно слышатся оттенки польской мазурки.
Консерваторию он закончил в городе Баха — Лейпциге, где учился на композитора, дирижёра и пианиста, но виртуозно играть не позволила травма руки.
Перед дирижёрским призванием недуг бессилен. Маэстро блестяще ведёт оркестры в Галле, Дрездене, берлинской «Комише опере» и вновь, уже известным дирижёром, возвращается в Лейпциг, чтобы воскресить былую славу городского оркестра «Гевандхус». Под его крылом коллектив вернётся в лучшие залы страны и отправится в гастроли по миру, представляя слушателям широчайший репертуар.
Мазур так и не вступил в компартию, но руководство ГДР симпатизирует ему и у оркестра появляется свой концертный зал, кстати единственный, что построили в восточных землях при коммунистах. Во время антиправительственных митингов в Лейпциге в 80-х, когда власти готовы были подавить волнения, дирижёр раскрыл свой дар переговорщика и гуманиста. Он призвал обе стороны к миру и обошлось без кровопролития.
На торжествах в честь объединения Германии ликующе звучит «Ода к радости». Девятой симфонией Бетховена дирижирует Курт Мазур. Имея все шансы стать немецким Вацлавом Гавелом, он не идёт в политики. Его призвание — музыка и ему пора в Нью-Йорк.
В память о погибших в страшной террористической атаке 11-го сентября 2001-го года Нью-Йоркский филармонический под управлением Курта Мазура исполняет полный сострадания «Немецкий реквием» Брамса. Великая музыка утешает людей и врачует их сердца лучше, чем траурные речи.
Текст: Наталья Оганджанянц