Из тьмы — к негаснущему свету
Публика любила маэстро Гаэтано Доницетти. Его оперы, героические и трагические, лиричные и смешные, словно вобрали в себя все людские радости и печали. В них живут персонажи Гюго, Шиллера, Скотта, Скриба.
В конкуренты Доницетти история записала Винченцо Беллини, который не скупился на эпитеты в адрес творений коллеги: «Они прекрасны, великолепны, изумительны!». С этим трудно не согласиться. Но судьба композитора, кажущаяся блестящей, на самом деле начинается и заканчивается во тьме.
Гаэтано — сын бергамских бедняков — сторожа и ткачихи. 29 ноября 1797 года он родился в подвале, куда луч солнца не проникал никогда. Мальчик приложил максимум усилий, чтобы пробиться к свету. Поступив в Благотворительную музыкальную школу, прослыл там лучшим учеником. Первые оперы сочинил, учась в болонском лицее. Его юношеские творения тепло принимали Венеция и Рим. Критики спорили на его счёт. Кто-то называл «вторым» Россини, другие — обижали резкими отзывами. Чтобы помогать деньгами родителям и кормить свою семью — сынишку и горячо любимую жену Вирджинию — он пишет невероятно быстро. А как иначе можно создать за 30 лет более семи десятков опер?
Зрители в восторге от его комедии «Любовный напиток», а на премьере «Лючии ди Ламмермур» все рыдают, сопереживая героине. В финале публика оглушила композитора овациями. Впечатлительный Доницетти даже заболел от такого приёма.
Операм «Дочь полка», «Фаворитка» и «Дон Паскуале» рукоплескал уже Париж, куда Доницетти переехал после череды ударов судьбы. Умер сынишка, чуть позже — возлюбленная супруга. «Я один на земле, и я ещё жив!», — в отчаянии пишет он, ища утешение в музыке.
Трудное детство, личное горе, бешеный жизненный темп — слишком сложный коктейль для творческой души. Продолжая писать оперу за оперой, он потихоньку сходит с ума, завершая жизнь во тьме безумия. А его шедевры продолжают блистать в свете рампы и публика по-прежнему любит маэстро Доницетти.
Текст: Наталья Оганджанянц
Даже такой непримиримый противник итальянской оперы, как Рихард Вагнер, и тот признавал, что определённые произведения Доницетти весьма достойны, отмечены благородным вкусом, и даже сочинил квартет, в основу которого положил несколько особенно понравившихся ему мелодий из оперы «Фаворитка». А публика почти всегда была в восторге от маэстро.
Гаэтано Доницетти остался в истории музыки прежде всего благодаря своим операм. За 26 лет композиторской деятельности Доницетти написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная.
Доницетти — яркий представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто. Публика почти всегда была в восторге от маэстро, который проявил свой талант с юных лет: ещё в «Благотворительной музыкальной школе» он почти сразу стал лучшим учеником, на лету схватывая все премудрости теории, декламации, контрапункта и игры на клавичембало. Первые оперы, правда, не принесли молодому композитору успеха. Успех прошёл позже, когда была поставлена «Зораида Гранатская». Более того, это была настоящая победа Доницетти, первая в его жизни. Один из критиков писал, что «Рим увидел в нем соперника Россини».
Далее последовала опера «Цыганка», вызвавшая очень тёплое отношение и публики, и критики, а вот дебют на сцене знаменитой Ла Скала оказался неудачным. Опера «Кьяра и Серафина, или Пираты» провалилась. Однако Доницетти был не из тех, кто унывает. На все выпады он отвечал сочинением новых опер. Работал музыкант с фантастической быстротой, о которой слагались затем легенды. Говорят, однажды в присутствии Доницетти зашёл разговор о том, что Россини написал своего «Севильского цирюльника» всего за 20 дней. «Это невозможно! — заявил один из собеседников, — полагаю, Россини просто приврал…» А Доницетти удивился: «Целых 20 дней? Вполне возможно — Россини всегда писал так медленно…» Так это было или нет, мы вряд ли теперь узнаем. Но зато точно известно, что с июля 1824 по июнь 1828 года Доницетти создал аж 10 опер, а всего за свою жизнь — свыше 70-ти! Во всем мире до сих пор ставятся «Анна Болейн», «Лукреция Борджа», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток». Кстати, на премьере «Лючии» в театре Сан-Карло во время сцены сумасшествия слышались рыдания публики, а овации после финальной сцены были столь оглушительны, что композитор получил нервное потрясение и на несколько дней слег в постель…
Гаэтано Доницетти, как и его коллега и соперник Винченцо Беллини, остался в истории музыки прежде всего благодаря своим операм. Но в отличие от Беллини он был наделён чувством юмора и интересно проявил себя в жанрах инструментальной и церковной музыки. Перу Доницетти принадлежат многочисленные симфонии, концерты, струнные квартеты, другие камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы в 2 и 4 руки.