Доницетти Гаэтано

29.11.1797 – 08.04.1848
Даже такой непримиримый противник итальянской оперы, как Рихард Вагнер, и тот признавал, что определенные произведения Доницетти весьма достойны, отмечены благородным вкусом, и даже сочинил квартет, в основу которого положил несколько особенно понравившихся ему мелодий из оперы «Фаворитка». А публика почти всегда была в восторге от маэстро.
Гаэтано Доницетти остался в истории музыки прежде всего благодаря своим операм. За 26 лет композиторской деятельности Доницетти написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная.
Из большого количества его наследия — а это более 70 опер и оперетт, — наиболее известны «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Анна Болейн», «Лукреция Борджа», «Дочь полка», «Дон Паскуале». Кстати, на премьере «Лючии» в театре Сан-Карло во время сцены сумасшествия слышались рыдания публики, а овации после финальной сцены были столь оглушительны, что композитор получил нервное потрясение и на несколько дней слег в постель.
Доницетти яркий представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто. Публика почти всегда была в восторге от маэстро, который проявил свой талант с юных лет: еще в «Благотворительной музыкальной школе» он почти сразу стал лучшим учеником, на лету схватывая все премудрости теории, декламации, контрапункта и игры на клавичембало. Первые оперы, правда, не принесли молодому композитору успеха. Успех пришел позже, когда была поставлена «Зораида Гранатская». Более того, это была настоящая победа Доницетти, первая в его жизни. Один из критиков писал, что «Рим увидел в нем соперника Россини».
Далее последовала опера «Цыганка», вызвавшая очень теплое отношение и публики, и критики, а вот дебют на сцене знаменитой Ла Скала оказался неудачным. Опера «Кьяра и Серафина, или Пираты» провалилась. Однако Доницетти был не из тех, кто унывает. На все выпады он отвечал сочинением новых опер. Работал музыкант с фантастической быстротой, о которой слагались затем легенды. Говорят, однажды в присутствии Доницетти зашел разговор о том, что Россини написал своего «Севильского цирюльника» всего за 20 дней. «Это невозможно! — заявил один из собеседников, — полагаю, Россини просто приврал…» А Доницетти удивился: «Целых 20 дней? Вполне возможно — Россини всегда писал так медленно…» Так это было или нет, мы вряд ли теперь узнаем. Но зато точно известно, что с июля 1824 по июнь 1828 года Доницетти создал аж 10 опер, а всего за свою жизнь — свыше 70-ти! Во всем мире до сих пор ставятся «Анна Болейн», «Лукреция Борджа», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток». Кстати, на премьере «Лючии» в театре Сан-Карло во время сцены сумашествия слышались рыдания публики, а овации после финальной сцены были столь оглушительны, что композитор получил нервное потрясение и на несколько дней слег в постель…
Гаэтано Доницетти, как и его коллега и соперник Винченцо Беллини, остался в истории музыки прежде всего благодаря своим операм. Но в отличие от Беллини он был наделен чувством юмора и интересно проявил себя в жанрах инструментальной и церковной музыки. Перу Доницетти принадлежат многочисленные симфонии, концерты, струнные квартеты, другие камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы в 2 и 4 руки.