Александр Юрлов: короткая жизнь, долгая память
С именем дирижёра Александра Юрлова связывают целую эпоху в советском хоровом искусстве. Но из-за преждевременной и скоропостижной смерти в профессии он оставался чуть больше двух десятилетий. В память о великом творце имя Юрлова присвоили Хоровой капелле, некогда спасённой им от бесславной кончины.
Музыкальный мир запомнил дирижёра 45-летним. Юрлова не стало в день концерта, на котором он собирался исполнять «Весеннюю кантату» Свиридова-сочинение о духовном обновлении жизни. Маэстро и не собирался умирать, он был полон грандиозных планов и творческих идей. Остановка сердца была мгновенной, и врачи не смогли спасти Юрлова. Потрясённый случившимся, один из сыновей музыканта стал впоследствии кардиологом. Именно он делал операцию на сердце и вернул к жизни коллегу своего отца- Станислава Дмитриевича Гусева, руководившего в течение 25 лет (с 1981 по 2004 годы) знаменитой Хоровой капеллой имени Юрлова. Главный проект Александра Александровича был в надёжных руках, продолжал жить и радовать публику густым звучанием голосов и слаженным биением сердец артистов.
Но так было не всегда. Когда в 30 лет Юрлова назначают руководителем Республиканской хоровой капеллы, то лишь незнающие ситуацию внутри коллектива люди ему позавидовали. Как позже вспоминал Свиридов, Юрлов получил «полуразвалившийся хор, предназначенный к расформированию». Но трудности не пугают Юрлова — у него был пожизненный иммунитет к страху как у многих блокадников. За Юрлова поручился сам Свешников, который привёз голодного паренька из Ленинграда в Москву и зачислил в знаменитое хоровое училище, а потом пестовал в консерватории и аспирантуре.
На удивление быстро Юрлов превратил Капеллу в универсальный, совершенный инструмент для исполнения музыки любого уровня сложности — Брамс, Бриттен, Стравинский, Шнитке, Шостакович, и наконец Свиридов, который при всей своей резкости, а порою даже тирании, боготворил Юрлова. Композитор все сочинения, написанные с начала 60-х годов при жизни дирижёра, поручает впервые исполнить именно Хоровой капелле. В этом списке «Патетическая оратория», вокально-симфоническая «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни» и конечно же «Весенняя кантата».
Но настоящим откровением стало расширение репертуара за счет русской духовной музыки XVI–XVIII веков, запрещенной долгое время в Советском Союзе. В концертных афишах коллектива значились канты Петровских времён, шедевры Бортнянского, Титова, Березовского, Веделя… Хор поёт «Иже Херувимы, Тайно образующе…», а ведь к тому моменту Александр Юрлов был уже членом КПСС. Каким образом в этом человеке совместились две чуждых друг другу ментальных линии? Отчасти на этот вопрос Юрлов ответил сам: « Настоящий артист всегда должен сделать больше того, на что, как ему кажется, он способен».
Текст: Ирина Столярова