Всеобщую известность ему принесла, прежде всего, вокально-хоровая музыка, которую он поднял на один уровень с оперно-симфонической и соединил с богатыми традициями отечественной песенной культуры.
Он видел в музыке, в первую очередь, воплощение высокого этического начала, способ раскрытия огромных духовных и нравственных богатств человека и всего народа. Поэтому она должна быть неразрывна со словом как главным носителем этих человеческих и национальных ценностей и опираться на многовековые традиции народного искусства, в частности, песенно-музыкального. Именно эти черты стали основой его творчества, ведущее место в котором занимают произведения для хора и отдельных голосов на религиозные, народные тексты и стихи крупнейших поэтов, с использованием приемов и элементов народного пения — отдельных попевок, оборотов, ладов, ритмов. Такой избирательный и в то же время разносторонний подход к фольклору присущ не только Свиридову, но и другим представителям «новой фольклорной волны» 50-60-х годов прошлого века — Щедрину, Гаврилину, Слонимскому, которых можно сравнить с авторами так называемой «деревенской прозы» того же периода — Абрамовым, Беловым, Астафьевым, Распутиным.
Подобная ситуация между ними повторится через 20 лет, когда Шостакович не одобрит обращение Свиридова в «Патетической оратории» к поэзии Маяковского, который вообще считался немузыкальным поэтом, хотя сам Шостакович в свое время писал музыку к его пьесе «Баня». Тем не менее Свиридову удалось раскрыть звучание стихов «глашатая революции», их набатную гимническую силу и удостоиться за это произведение высшей награды государства — Ленинской премии. Важнейшими событиями музыкальной жизни также стали такие сочинения композитора кантатно-ораториального жанра, как поэма «Памяти Есенина», «Пушкинский венок», «Песни безвременья» на слова Блока и другие. Особенно выделяются среди них «Курские песни», где Свиридов блестяще раскрывает своеобразие народных мелодий своего родного края. Во многом благодаря ему в стране возникло много новых хоров — любительских и профессиональных, в частности Камерный хор Минина. Не меньшее значение имеют и его прекрасные романсы и песни на стихи разных поэтов — от Пушкина и Лермонтова до Бернса и Исаакяна в замечательном исполнении Ведерникова, Нестеренко, Образцовой, Хворостовского, которые посвящают его вокальной музыке целые сольные концерты, почти всегда сопровождаемые аншлагом.
При всей своей любви к пению, Свиридов не забывает и другие музыкальные жанры — инструментальный, симфонический, камерный, пишет для кино. Его музыка к фильму «Метель» по повести Пушкина получает огромную популярность и часто исполняется отдельно, в виде оркестровой сюиты. Особенно любимы публикой Вальс и Романс из этого произведения. А энергичная маршевая тема из картины «Время, вперед!» стала заставкой к главной программе новостей на советском телевидении звучала на открытии Зимней Олимпиады в Сочи.
Композитор пользовался большим уважением и авторитетом как среди коллег, так и государственных органов за принципиальность, верность своим эстетическим взглядам и художественным идеалам. В конце жизни он обращается к духовной музыке и создает «Песнопения и молитвы» для хора на тексты псалмов Давида, ставшие его творческим завещанием. Свиридов умер через несколько дней после своего 82-летия и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где покоится и его учитель Шостакович, с которым он давно помирился и которого высоко ценил, несмотря на все разногласия между ними.
Текст — Анатолий Лысенков.