Роман со скрипкой. Сергей Стадлер
Виртуоз, дирижёр, педагог и управленец. «Русским Паганини» окрестил Сергея Стадлера столп отечественной культуры Дмитрий Лихачёв.
Его уникальная память способна хранить почти весь скрипичный репертуар. Счастливчики слышали, как он играл на любимой скрипке Паганини, когда она гостила в Эрмитаже. Большой, крупный, серьёзный Стадлер совсем не похожий на итальянского гения, грациозно и легко скользит смычком по струнам, и инструмент поёт, искрит и рыдает в его руках, вспоминая прикосновения великого хозяина.
Скрипка не приемлет равнодушия. Если скрипач не виртуоз — он неинтересен. Перфекционист Стадлер соответствует этому кредо, которое сам себе и установил. На конкурсе Чайковского он, ещё стройный, кудрявый юноша, играет музыку Петра Ильича так вдохновенно, что она то грустит, то танцует, ведомая им.
Скрипка не «станцует», если музыкант плохо научен. Жёсткие и трудные основы мастерства надо оттачивать с раннего детства. Ленинградец, сын пианистки и скрипача, выпускник, а потом и педагог двух консерваторий, московской и петербургской… маэстро Стадлер очень переживает за будущее нашей скрипичной школы, наблюдая как музыка превращается в сферу услуг.
Сам он любит всё новое, играя премьеры современных авторов, и просвещает, исполняя с оркестром музыку, никогда не звучавшую в России. Возглавляемый им Симфонический оркестр Санкт-Петербурга славится марафонами, когда за один день музыканты и их дирижёр, как истинные чемпионы, показывают публике антологию симфонического наследия гениев. Все симфонии Чайковского, Брамса, Моцарта звучат на их выступлениях. Марафон из шедевров Бетховена вошёл в «Книгу рекордов России» как самый продолжительный филармонический концерт.
Сергей Стадлер марафонец по жизни. Его критикуют коллеги за нрав, который сложно обуздать, за множество планов и обилие идей, которые порой кажутся невыполнимыми. Но мы видим, как большой человек и большой артист с необычайной грацией и пиететом сосредоточенно играет на скрипке, и чувствуем, как она отвечает ему взаимностью.
Текст: Наталья Оганджанянц