Дирижёр Эмиль Купер — безымянная звезда
Дата публикации: 13 декабря 2022
Без дирижёра Эмиля Купера в России не случилась бы первая филармония. В голодающем Петрограде в 1921 году маэстро давал премьерный концерт, насыщая зал бывшего Дворянского собрания музыкой великого Чайковского. За три сезона сыграны 123 программы. Работа на износ изматывает. В 1924 году Купер отпрашивается в полугодовой отпуск за границу и обратно в советскую Россию не возвращается. 13 декабря исполняется 145 лет со дня рождения Эмиля Альбертовича Купера.
В первую весну без вождя Октябрьской революции Купер дирижирует «Борисом Годуновым» в театре «Колон» в Аргентине. Заглавную партию в спектакле поёт его давний творческий соратник и большой друг Фёдор Шаляпин. Музыка Мусоргского у обоих артистов вызывает прекрасные воспоминания — в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1913 году с их участием была исполнена «Хованщина». Триумфальное выступление в Париже закрепило за одним звание гениального русского баса, а другого сделало кумиром европейской публики.
Купер нарасхват и на родине — до 1919 года он в Большом театре пропагандирует русскую классику и ставит любимого Вагнера. Потом его перебрасывают в Петроград, в Мариинский. Там ему на помощь приходит Шаляпин, назначенный художественным руководителем труппы. Вместе они продолжают дело, начатое у Дягилева, и ставят оперы Римского-Корсакова… Первым не выдерживает напряжения Шаляпин — в 1922 году он уезжает на гастроли за рубеж… насовсем. В том же году в Германии певец пересекается с Купером. Может быть, именно Фёдор Иванович подвиг Эмиля Альбертовича на эмиграцию?
Купер как самодостаточная творческая личность делает головокружительную карьеру на Западе. Он становится самым «русским» дирижёром в Северной Америке: первым представляет публике «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского, дирижирует Десятой симфонией Шостаковича. Став главным дирижером Оперного театра Монреаля, Купер знакомит канадцев с оперой «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, ещё одного своего хорошего друга. Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского и Стравинского 82-летний Эмиль Альбертович исполняет с оркестром штата Луизиана незадолго до кончины в 1960 году.
В отличие от Шаляпина, Эмиля Купера на исторической родине, практически, забыли. Лишь на юбилеи вспоминают добрым словом уникального музыканта, в 19 лет отложившего в сторону скрипку и дерзнувшего встать за пульт оркестра после считанных уроков по дирижированию.
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.