Григорий Соколов — строптивый укротитель человеческих пороков

Дата публикации: 22 июля 2020

Пианист Григорий Соколов живёт и творит в гармонии с самим собой. Может быть, оттого его искусство непостижимо совершенно.
Два молодых человека «консерваторского» вида горячо спорят о том, насколько запись концерта неподражаемого мага фортепианной игры Григория Соколова подходит для первого знакомства с классикой. Один «дуэлянт» утверждает, что фантастически проникновенная игра пианиста растрогает даже «дровосека». Второй спорщик опасается, что безупречный и совершенный в своем мастерстве Соколов отвадит начинающего меломана от других артистов, которые не всегда идеальны на выступлениях, чего греха таить.
Проигравшего в этом диспуте нет. Победитель— это сам Григорий Липманович Соколов — музыкант-загадка, чародей, маг, волшебник, мистификатор, неопознанный играющий гений…
18 апреля 2020 года уроженцу Ленинграда Григорию Соколову исполнилось 70 лет. Юбилей получился неприметным, никто в воздух чепчики не бросал, в том числе и на родине артиста, где он не живет с начала 90- х годов. Подарок своим поклонникам, наоборот, сделал именинник. В начале мая вышли два сольных диска Соколова. На видеорелизе представлена полная версия его выступления в Турине в 2017 году, где игрались Моцарт и Бетховен. На аудиопластинке звучат ранняя соната Бетховена и пьесы из двух тетрадей Брамса (ор. 118 и ор. 119). Произведения входят в программу гастрольного тура артиста 2019–2020 годов.
Григорий Соколов — строптивый укротитель человеческих пороков
Российский зритель эти шедевры в живом исполнении Соколова не услышал. «Железное» правило музыканта давать по одному представлению в год в Санкт-Петербурге не сработало. Из-за COVID-19 его клавирабенд 4 июня не состоялся. Пандемия дразнит российских поклонников Соколова не меньше его самого.
Пианист глубоко убежден, что лучшие живые концерты все равно всегда остаются незаписанными. Музыкант считает, что любое сочинение, даже ранее многократно сыгранное, обретает иные, более глубокие смыслы при каждом новом исполнении. Партитура живёт в реальном времени и умирает вместе с последним аккордом, чтобы воскреснуть вновь под пальцами мастера в неожиданном качестве, когда у него будет на то вдохновение. Соколов признаётся, что учит в год штучное количества свежих программ: иногда одну-две, не более. Он пестует каждый опус как ребёнка, растит его, лелеет, делает совершенным и затем отпускает от себя созданный идеальный вариант.
Соколов гармоничен не только на сцене, в творчестве, но и в жизни. Он вырос обожаемым ребёнком своих трепетных родителей, его с материнской и отеческой заботой взращивали педагоги — Лия Зелихман и Моисей Хальфин. Именно этот творческий и удивительно крепкий семейный тандем привел 16-летнего Гришу Соколова к сенсационной победе на III Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
Григорий Соколов — строптивый укротитель человеческих пороков
Близкие люди, верившие безоглядно в инаковость комковатого на вид мальчугана, оградили его от воплей и свиста недовольного зала в момент оглашения итогов состязания. Наконец, Соколов был безмерно счастлив в браке с единственной любовью всей своей жизни — супругой Инной. Она была не только красива, но и талантлива безмерно, ведь быть женой гения — это удел избранных.
Соколов познал счастье человеческой сопричастности от дорогих ему людей и посторонних в свой мир избранных не пускает. Круг его музыкальных интересов тоже очерчен давно и определен музыкой 19-20 веков плюс минус. Но эта заданность не даёт покоя искушённым слушателям. Они приходят на «хрестоматийного» Бетховена или Моцарта и получают от Соколова «иммунитет»… не к вирусу, а против ханжества, словоблудия, позёрства, кичливости и прочих человеческих пороков.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

МХТ имени Чехова показал спектакль на космодроме Восточный

Артисты МХТ имени Чехова во главе с директором театра Константином Хабенским впервые выступили на космодроме Восточный с литературно-музыкальной композицией «Смотришь в небо и видишь — звезда…».

Государственный балет на льду Петербурга выступит в Москве

Государственный балет на льду Петербурга спустя 30 лет возвращается в Москву. Коллектив выступит 1 и 2 июня на ВДНХ. В столицу труппа привезёт спектакли «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

ГИТИС и Гнесинка отправятся на гастроли в Сенегал

Институт театрального искусства (ГИТИС) и академия музыки имени Гнесиных проведут совместные гастроли в Сенегале в конце этого года, сообщил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.