Владимир Минин: судьба и хор неразделимы
Дата публикации: 8 июля 2020
Феномен Владимира Минина заключается в том, что он может научить петь, условно говоря, любое бревно. Руки, взгляд маэстро творят чудеса — звуки превращаются в осмысленные фразы, где слово и мелодия неразделимы.
Пассажиры фирменного поезда «Красная стрела», следовавшего в ночь с 16 на 17 января 1984 года из Москвы в Ленинград, оказались свидетелями необычного музыкального события — они первыми услышали новое сочинение композитора Валерия Гаврилина — его хоровую мистерию «Перезвоны». В одном из вагонов состава ехали студенты института имени Гнесиных, освобожденные от сессии ради участия в громкой премьере. Историческое представление должно было состояться несколькими часами позже в Большом зале Ленинградской филармонии. А пока ребята репетировали самые сложные куски из необычной по музыкальному языку и фактуре партитуры. Из открытых дверей купе разлетались сопрановые трели, которые затем успокаивались в красивом строе голосов, основательно поддерживаемом басами. Командировочные и прочие граждане, решившие прокатиться из одной столицы в другую, мгновенно потеряли сон и стали прислушиваться к необычным соседям. Хоровики вошли во вкус, когда в тамбуре появились первые зрители. Ночной концерт удался. По прибытии в город на Неве счастливые и голодные до новых впечатлений новоиспечённые артисты отправились на настоящую спевку с профессионалами из Московского Камерного хора под управлением Владимира Минина.
Дирижёра в Гнесинке боготворили —за необычайный талант, за самоотдачу во время занятий со студентами, за преданность делу. Мастер отвечал взаимностью — именно «родных» гнесинцев Владимир Николаевич включил в состав исполнителей «Перезвонов» — сочинение было написано автором для большого, а не камерного хора.
Выбор Минина удивил многих. Мастер, находящийся на пике популярности, мог пригласить на «подпевки» профессиональных певцов, старожилов больших сцен. Но он выбрал молодёжь, которая выступала до этого лишь с дипломными концертами на институтской сцене. Вокальная подготовка многих ребят оставляла желать лучшего. Но феномен Минина заключался в том, что он мог научить петь, условно говоря, любое бревно. Руки, взгляд маэстро творили чудеса — звуки превращались в осмысленные фразы, где слово и мелодия были неразделимы.
Успех на премьере был ошеломляющий. Публика стоя бисировала автору и исполнителям сочинения. Свою порцию аплодисментов снискали и студенты. Но для большинства из них, учащихся третьего, четвертого и даже последнего пятого курса это выступление стало откровением профессионального порядка — ребята поняли наконец-то окончательно и бесповоротно зачем они выбрали эту профессию. Как говорится, вскочили на подножку уходящего поезда…идущего еще вчера в неизвестность — чем же заняться в жизни, отмахав пять лет на дирижёрско-хоровом факультете пусть и престижного российского вуза.
P. S. Впрочем, этот удивительный творческий тандем студентов и профессионального хора Минина мог бы и не состояться… Владимир Николаевич еще в середине 60-х годов, будучи руководителем Ленинградской Певческой капеллы, попросил Гаврилина написать для своего тогдашнего коллектива масштабное хоровое сочинение. Композитор согласился и… пропал на пятнадцать с лишним лет. Неожиданно объявившись, Гаврилин попросил Минина посмотреть только что оконченный нотный текст. К моменту судьбоносной встречи двух музыкантов Владимир Николаевич уже руководил Камерным хором Минина. Вот такая ирония судьбы…
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Башмет оценил новые правила
Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.