Александр Майкапар — посланец галантного века
Дата публикации: 10 июня 2020
В центре Москвы в районе Кудринской площади человек с нездешней внешностью, очень похожий на композитора Йозефа Гайдна, стоит на переходе через Садовое кольцо в ожидании зелёного сигнала светофора. Белая бабочка и такого же цвета сорочка выдают в персонаже артиста. Вопрос: куда он направляется? Если налево повернёт — в филармонию пойдёт, правее — прямиком угодит в Академию имени Гнесиных. С юношеским задором незнакомец зашагал по второму адресу.
Дойдя до здания, мужчина на миг застывает перед концертной афишей и одобрительно кивает. С плаката на окружающий мир лукаво и по-доброму смотрит наш герой — клавесинист и органист Александр Майкапар. Его выступление назначено на вечер. А сейчас маэстро спешит на урок к своим любимым студентам — на четвертом этаже в бывшем оперном классе в 2009 году для занятий Александра Евгеньевича специально открыли аудиторию. В помещении уместились абсолютно разные клавишные инструменты: орган, фортепиано, а также его прародители — клавесин и клавикорд. Все они являются «подручным» материалом обучающих программ маэстро, направленных на воспитание чувства стиля, аутентичности.
Клавиши органа не залипают под пальцами Александра Евгеньевича — его просветленный Бах сильно ранит душу, переворачивая представление о чрезмерной помпезности короля инструментов. Майкапар элегантно передвигается по классу и попеременно играет сначала на старинном фортепиано, затем — на современном. Простой приём помогает найти правильную нюансировку при исполнении сочинений, написанных изначально для клавесина.
Одна из клавирных сонат Гайдна — живая, с чистейшими гармониями музыкальная материя наполняет стометровый зал. Майкапар играет произведение свежо и просто, не раскидываясь мелизмами, органично вплетая форшлаги в нотный текст со свойственной ему интеллигентностью. Как тут не подметить, что у Александра Евгеньевича с венским классиком не только внешнее, но и ментальное сходство.
Майкапар органично вписался в эстетику 18 столетия и стал для современных меломанов посланником галантного века. Это время подарило миру не только музыку Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, но и самое эфемерное, сиюминутное из всех явлений искусства — искусство увлекательного общения, разговора, бесед, построенных на живом обмене мыслями и остроумными импровизациями.
Майкар сопровождает свои концерты и уроки непринуждёнными рассказами. Сдабривая исполняемые партитуры интересными фактами, артист придерживается принципа «развлекая — наставлять». Ученики, повторив эксперименты маэстро, получают домашнее задание и любезно приглашаются на концерт. Он начнётся здесь же через несколько минут.
Камерное помещение вмещает небольшое количество зрителей. Это «фирменный» формат выступлений Майкапара. Практику музыкальных встреч в небольшой аудитории — в библиотеках, музейных помещениях, картинных галереях, домах культуры и сельских клубах музыкант проповедует уже почти полвека. В реалиях нынешней пандемии организаторы музыкальных мероприятий ломают голову над тем, как наладить коммуникации со зрителями. Почему бы сейчас не воспользоваться опытом заслуженного артиста России Александра Майкапара?
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Проекты Пушкинского музея
Министр культуры Ольга Любимова рассказала о проектах Пушкинского музея на будущий год. Глава ведомства приняла участие в заседании Попечительского совета учреждения.
Концерт к 90-летию со дня рождения Шнитке
Концерт, приуроченный к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, пройдёт в столичном ДК «Рассвет» 25 сентября. Выступит оркестр «Новая Москва» под управлением Даяны Гофман.
Гнесинский музыкальный диктант
Гнесинка проведёт Всероссийскую акцию «Гнесинский музыкальный диктант». 27 октября любой желающий сможет проверить уровень развития музыкальной памяти, слуха и теоретических знаний.