Что-то подправить в консерватории

Дата публикации: 11 марта 2020

Две симпатичные девушки стояли напротив афиши столичной филармонии и что-то горячо обсуждали, едва не ссорились. На плакате красовалось имя зарубежного исполнителя, предлагающего программу из произведений западноевропейской классики. Молодые особы, распалившись окончательно, не могли прийти к единому мнению о том, насколько знаменит и раскручен артист с впечатляющими внешними данными, чтобы сходить на его концерт.
В советское время было в определенном смысле проще — в каждом приехавшем в СССР музыканте изначально читался мастер первой величины, а его выступление становилось ярким событием для поклонников академического искусства.
Что-то подправить в консерватории
Домашние звезды тогда давали гала чаще своих иностранных коллег. Недавно моя знакомая дама с многолетним слушательским стажем с волнительными нотками в голосе произнесла:
«А не слишком ли много иностранцев вовлечено в отечественную музыкальную индустрию?»
Зарубежные музыканты действительно охотно едут работать в нашу страну и добиваются на российских сценах ярких профессиональных откровений. Британский дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг в творческом союзе с режиссером Георгием Исаакяном делают в театре имени Натальи Сац колоритные постановки барочных опер, в частности, пробуждая от летаргического сна милые вещицы Генделя.
Что-то подправить в консерватории
Еще один выходец с Туманного Альбиона маэстро Ян Латам-Кёниг больше десяти лет успешно сотрудничает с московской «Новой оперой». В Екатеринбургском оперном театре последние пять с небольшим лет творил дирижер Оливер фон Донаньи. Словак осуществил в Уральском театре спектакль-сенсацию, представив на суд публики в 2016 году первую в России сценическую постановку оперы Вайнберга «Пассажирка».
Никто из вышеперечисленных западных мастеров отнюдь не перешел дорогу кому-то из российских специалистов, а, наоборот, подготовил для них артистические коллективы с крепкой профессиональной выучкой.
Тот же Донаньи в сентябре 2019 года уступил должность главного дирижера Екатеринбургского оперного 37-летнему москвичу Константину Чудовскому.
Помните, как у Жванецкого, может быть что-то в консерватории подправить? Да нет, там все в порядке, тот же Чудовский — выпускник Московской консерватории.
Что-то подправить в консерватории
В другом крупнейшем музыкальном вузе страны — Российской академии музыки имени Гнесиных — опять же осенью 2019 года произошло знаковое кадровое назначение — ректором Гнесинки выбрали Александра Рыжинского. 39-летний уроженец Омска стал самым молодым руководителем образовательного учреждения за всю его многолетнюю историю.
Что-то подправить в консерватории
Одна из наших героинь, критически настроенная меломанка коротко и доходчиво отозвалась на перемены в руководстве Академии имени Гнесиных. Там впервые за много лет приобрели четыре новых рояля, а также поменяли старые стулья для концертмейстеров, занимающихся с дирижерами-хоровиками. Проницательная дама опять же заметила, что играть плохо на новом инструменте и удобном, не скрипящем стуле стыдно.
Простую аксиому поняли и чиновники от культуры, наладившие поставки в регионы новых пиано, скрипок, тромбонов… Теперь кто-то должен на всем этом упражняться. Сделав первый шаг в выстраивании вертикали музыкального образования в стране, начав со школ искусств и музыкалок, чиновники от культуры поднялись на второй уровень.
В начале 2020 года Минкультуры представило законопроект, дающий старт программе по бесплатному получению второго высшего образования по нескольким творческим специальностям. В список, к примеру, вошли дирижеры и композиторы. В документе говорится о жестком отборе претендентов на бюджетное обучение. Эта ремарка избавляет от переоценки значения документа, ведь он отвечает интересам как самих музыкантов, так и зрителей из числа поклонников академического искусства. Серьезный курс обучения у лучших профессоров гарантирует выпуск первоклассных мастеров. Сей факт практически избавит обывателей, таких как наши героини, от тягостных раздумий относительно того, насколько хорош тот или иной солист или ансамбль в своем мастерстве и стоит ли тратить деньги и время на поход в филармонии. Лет через несколько, если финансовый ручеек не иссякнет, можно будет подводить первые итоги музыкального прорыва.
Что-то подправить в консерватории
А пока двум милым барышням следует незамедлительно отправиться на концерт классической музыки, отбросив все сомнения относительно правильности своего решения.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Философия культуры на берегах Балтики

«Балтийский культурный форум» является драйвером развития региональной культуры, заявила министр культуры Ольга Любимова на пленарном заседании форума.

«Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера»

В Пушкинском музее в честь 150-летия импрессионизма запускают цикл просветительских мероприятий, на которых расскажут об особенностях живописи импрессионистов.

На ВДНХ напишут «Тотальный диктант»

ВДНХ станет одной из площадок проведения ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант», которая в этом году отмечает 20-летие.