Что-то подправить в консерватории
Дата публикации: 11 марта 2020
Две симпатичные девушки стояли напротив афиши столичной филармонии и что-то горячо обсуждали, едва не ссорились. На плакате красовалось имя зарубежного исполнителя, предлагающего программу из произведений западноевропейской классики. Молодые особы, распалившись окончательно, не могли прийти к единому мнению о том, насколько знаменит и раскручен артист с впечатляющими внешними данными, чтобы сходить на его концерт.
В советское время было в определенном смысле проще — в каждом приехавшем в СССР музыканте изначально читался мастер первой величины, а его выступление становилось ярким событием для поклонников академического искусства.
Домашние звезды тогда давали гала чаще своих иностранных коллег. Недавно моя знакомая дама с многолетним слушательским стажем с волнительными нотками в голосе произнесла:
«А не слишком ли много иностранцев вовлечено в отечественную музыкальную индустрию?»
Зарубежные музыканты действительно охотно едут работать в нашу страну и добиваются на российских сценах ярких профессиональных откровений. Британский дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг в творческом союзе с режиссером Георгием Исаакяном делают в театре имени Натальи Сац колоритные постановки барочных опер, в частности, пробуждая от летаргического сна милые вещицы Генделя.
Еще один выходец с Туманного Альбиона маэстро Ян Латам-Кёниг больше десяти лет успешно сотрудничает с московской «Новой оперой». В Екатеринбургском оперном театре последние пять с небольшим лет творил дирижер Оливер фон Донаньи. Словак осуществил в Уральском театре спектакль-сенсацию, представив на суд публики в 2016 году первую в России сценическую постановку оперы Вайнберга «Пассажирка».
Никто из вышеперечисленных западных мастеров отнюдь не перешел дорогу кому-то из российских специалистов, а, наоборот, подготовил для них артистические коллективы с крепкой профессиональной выучкой.
Тот же Донаньи в сентябре 2019 года уступил должность главного дирижера Екатеринбургского оперного 37-летнему москвичу Константину Чудовскому.
Помните, как у Жванецкого, может быть что-то в консерватории подправить? Да нет, там все в порядке, тот же Чудовский — выпускник Московской консерватории.
В другом крупнейшем музыкальном вузе страны — Российской академии музыки имени Гнесиных — опять же осенью 2019 года произошло знаковое кадровое назначение — ректором Гнесинки выбрали Александра Рыжинского. 39-летний уроженец Омска стал самым молодым руководителем образовательного учреждения за всю его многолетнюю историю.
Одна из наших героинь, критически настроенная меломанка коротко и доходчиво отозвалась на перемены в руководстве Академии имени Гнесиных. Там впервые за много лет приобрели четыре новых рояля, а также поменяли старые стулья для концертмейстеров, занимающихся с дирижерами-хоровиками. Проницательная дама опять же заметила, что играть плохо на новом инструменте и удобном, не скрипящем стуле стыдно.
Простую аксиому поняли и чиновники от культуры, наладившие поставки в регионы новых пиано, скрипок, тромбонов… Теперь кто-то должен на всем этом упражняться. Сделав первый шаг в выстраивании вертикали музыкального образования в стране, начав со школ искусств и музыкалок, чиновники от культуры поднялись на второй уровень.
В начале 2020 года Минкультуры представило законопроект, дающий старт программе по бесплатному получению второго высшего образования по нескольким творческим специальностям. В список, к примеру, вошли дирижеры и композиторы. В документе говорится о жестком отборе претендентов на бюджетное обучение. Эта ремарка избавляет от переоценки значения документа, ведь он отвечает интересам как самих музыкантов, так и зрителей из числа поклонников академического искусства. Серьезный курс обучения у лучших профессоров гарантирует выпуск первоклассных мастеров. Сей факт практически избавит обывателей, таких как наши героини, от тягостных раздумий относительно того, насколько хорош тот или иной солист или ансамбль в своем мастерстве и стоит ли тратить деньги и время на поход в филармонии. Лет через несколько, если финансовый ручеек не иссякнет, можно будет подводить первые итоги музыкального прорыва.
А пока двум милым барышням следует незамедлительно отправиться на концерт классической музыки, отбросив все сомнения относительно правильности своего решения.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
В Зарядье отметят юбилей Шнитке
В зале «Зарядье» отметят 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке серией концертов. Для публики подготовили программу, посвящённую наследию композитора.
Сгоревший музтеатр в Хабаровске восстановят на прежнем месте
Хабаровский музыкальный театр, который сгорел в начале октября во время ремонта, будет восстановлен на том же месте, даже если его придётся строить заново, заявил губернатор региона Дмитрий Демешин.
Объявлена программа фестиваля новой музыки «Звуковые пути»
35-й Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» — старейший форум современной музыки в Санкт-Петербурге — пройдёт с 19 по 30 ноября.