Как Мария Максакова стала «Кармен Петровной»

Дата публикации: 8 апреля 2022

Народная артистка Советского Союза Мария Максакова долго искала свой голос: она прославилась как лирическое меццо, хотя в начале карьеры из неё пытались сделать сопрано, причем люди с безупречной музыкальной репутацией. Если вы хотите узнать историю о Пигмалионе и Галатее времён СССР, то познакомьтесь с биографией Марии Петровны Максаковой. 8 апреля исполняется 120 лет со дня рождения легендарной солистки Большого театра.
«Если бы сейчас вошла певица и спела бы голосом Максаковой, приняли бы мы её? Нет! Определили бы, что это не меццо, а сопрано без верхов, что… Словом, нашли бы сотню минусов», — сказал как-то в начале 50-х годов прошлого века дирижёр Николай Голованов на прослушивании певцов в Большой, когда Мария Максакова уже покидала сцену главного театра страны. Здесь она царила тридцать лет, причём в труппу в 1923 году попала как раз с благословения все того же Голованова.
Впрочем, у юной особы уже был влиятельный покровитель, он же педагог и муж одновременно. Максимилиан Максаков слыл человеком уникальных способностей: прекрасный баритон разбирался в оперной режиссуре, имел управленческий талант, а, главное, безошибочно угадывал в начинающих вокалистах будущих звёзд. Осенью 1919 года Максаков приехал в Астрахань и возглавил труппу местного театра. Тогда и попалась ему на глаза 17-летняя Маруся. Девушке было сразу сказано, что сценическое дарование и голос у неё есть, а петь при этом она не умеет. Девушка не поверила и, по слухам, отправилась искать правду в Петроград, чтобы её прослушали в консерватории. Что там случилось, доподлинно не известно, но она вернулась в Астрахань к Максакову и полностью доверилась этому человеку. В 21 год Максакова дебютирует в Большом театре в партии Амнерис в «Аиде» Верди. Успех грандиозный! И юная певица занимает достойное место среди корифеев театра.
В середине 30-х умирает муж. Как ни странно, но овдовевшую примадонну не смещают с трона. Партия «Кармен» становится её визитной карточкой. Коллеги в Большом между собой называют Максакову «Кармен Петровной». Впрочем, две из трёх Сталинских премий певица получит за партии, воплощённые в операх Мусоргского — Марину Мнишек в «Борисе Годунове» и Марфу в «Хованщине». Сама же артистка в конце жизни признавалась, что ближе всего ей роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова.
О чём думала Максакова всякий раз, когда пела знаменитую арию «Снаряжай скорей, матушка родимая, под венец свое дитятко любимое»? О том, что, вышла в первый раз замуж за безусловно талантливого человека, но старше себя на тридцать с лишним лет? Что второй брак чуть не стоил ей ссылки (супруга признали шпионом)? Что единственную дочь она родила от человека, отказавшегося от отцовства?
Звание народной артистки СССР Мария Петровна получила тогда, когда с оперной сценой уже давно было покончено и в приоритете были грядки на садовом участке в подмосковной Истре.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

«Фанфары Победы» прозвучат на выставке «Россия»

Фестиваль духовой музыки «Фанфары Победы» состоится 9 мая на выставке «Россия» на ВДНХ. Детские и юношеские духовые оркестры, хоры, хореографические коллективы подготовили праздничную программу.

Путин поручил обеспечить защиту традиционных ценностей в культурных проектах

Минимум 70% проектов в сфере культуры, финансируемых государством, должны продвигать традиционные российские ценности к 2030 году. Такую задачу поставил Владимир Путин в новом майском указе.

У Музея музыки прошла акция «Сад памяти»

Музей музыки присоединился к акции «Сад памяти». 7 мая сотрудники учреждения, представители Московской консерватории высадили у музея саженцы сортовой сирени в память о музыкантах погибших в годы ВОВ.