5 советов от Мастера

Дата публикации: 27 февраля 2020

«Сопрано, будете вступать не там, где написано, а тогда, когда я покажу!» — в Рахманиновском зале Московской консерватории прошёл мастер-класс выдающегося хорового дирижёра Владимира Минина.
С хором студентов консерватории (руководитель Алексей Рудневский) Владимир Николаевич работал над обработками Александра Свешникова и сочинениями Георгия Свиридова. У Свешникова Владимир Николаевич учился в аспирантуре, а Свиридов посвящал Минину произведения. В творческом содружестве композитора и дирижёра рождались многие шедевры классика нашего времени.
Во время перерыва Владимир Минин побеседовал с корреспондентом радио «Орфей» .
А. Ноздреватых: Владимир Николаевич, ваша запись свиридовского «Пушкинского венка» стала эталонной. Вы помните, как Вы тогда работали, о чём говорили с композитором?
В. Минин: То, как мы работали над этой записью, не помню, конечно. А о чём мы говорили со Свиридовым… Свиридов для меня — это мои университеты. Он был человеком энциклопедических знаний. Общение с ним открыло мне смысл моей профессии. Когда оканчиваешь консерваторию — это портфельчик с суммой знаний. Я окончил консерваторию в 50-м году. В то время преподаватели были разных уровней. Были такие, к которым мы стремились, а были и такие, у которых нечего взять. Консерватория стала импульсом. Этот импульс я очень ценю. А самым большим удовлетворением для меня являлось самообразование, в котором мне помогал и Свиридов.
А. Ноздреватых: Какие советы вы можете дать молодым музыкантам-хоровикам, на что обратите внимание?
В. Минин: Во-первых, здоровье нужно иметь и крепкую нервную систему, потому что неприятностей на этом пути встречается на «99 рублей». Удовольствия — на «рубль», но «рубль золотой». Потому что когда публика после окончания пьесы молчит — это самое драгоценное. Значит, ты заставил их погрузиться не только в себя, возможно, но и в атмосферу исполняемого. Это «золотой рубль»!
Во-вторых, необходимо терпение, быстро ничего не бывает.
В-третьих, если в хоре что-то не так — в исполнительском ли плане, или с дисциплиной — виноват ты. И надо к этому себя приучить.
Четвёртый совет: непременно нужен анализ своих действий. Самый жесточайший.
И пятое. Быть готовым к принятию непростых решений. Самый трудный для меня момент, когда приходится делать выбор: как бы ты поступил как человек, и как бы ты поступил как руководитель коллектива. Это для меня самый тяжёлый момент. Потому что как человек, я должен был бы простить, а как руководитель обязан наказать. И это всегда тяжёлые переживания.
А. Ноздреватых: На Ваш взгляд, когда молодой дирижёр должен прекращать «махать сетку» и начинать показывать музыку?
В. Минин: Как можно позже. Сначала надо научиться делать то, что полагается в рамках классики. А уже когда пройдёт немало времени, и ты станешь свободным художником, тогда ты сможешь позволить себе нечто.
А. Ноздреватых: И ещё один, философский вопрос, Владимир Николаевич. Как жить? На что обращать внимание, а чего замечать не стоит?
В. Минин: Не знаю.
Автор фото: Зоя Комлева

Последние события

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.

На ММКФ показали фильм о Морисе Равеле

На Московском международном кинофестивале рассказали историю создания одного шедевра Мориса Равеля. Фильм «Болеро. Душа Парижа» вошёл во внеконкурсную программу картин об искусстве.