Сергей Кондрашев: «Музыка Катуара греет душу»

Дата публикации: 26 августа 2020

Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева продолжает запись сочинений Георгия Катуара. Работа над произведениями композитора — новый этап проекта «Возрождаем наследие русских композиторов», который проводит компания «Юнипро» совместно с нашей радиостанциией. Руководитель коллектива Сергей Кондрашев в интервью Андрею Ноздреватых рассказал об этой работе.
А. Ноздреватых: Вы пишете сейчас на Мосфильме музыку Катуара. В чём особенность его творчества?
С. Кондрашев: Мне эта музыка очень близка, греет душу. Оркестр с удовольствием работает, хотя после пяти месяцев перерыва продолжать непросто. Я очень люблю произведения 19-го века, романтического периода. Проект с музыкой Георгия Катуара — это продолжение той традиции, с которой мы начали проект «Возрождаем наследие русских композиторов». Тогда мы записали сочинения Аренского. Музыка Катуара очень близка к московскому стилю, Чайковскому, Аренскому, Танееву. Она отражает все явления в композиторском творчестве конца 19-го века. В частности, симфоническая поэма «Мцыри», которую мы уже записали, очень необычное сочинение, стык 19-го — 20-го века — это уже начало новых гармоний, яркое начало Рахманинова и Скрябина, пусть с неудачами. Этот «котёл» с новой музыкой, с новыми гармониями и веяниями мы можем услышать в произведениях Катуара. Тем не менее он романтик именно 19-го века.
Катуар полностью воспитан на традициях русской и западно-европейской музыки. Испытал влияние Вагнера, общался с профессором Клиндвортом, который был знаком с Вагнером, но в произведениях всё равно отчётливо слышна русская школа, особенно московская. Мне очень приятно, что спустя шесть лет после Аренского мы перекинули мостик к Катуару. Он был высоко оценён современниками: к примеру, Глазуновым, а музыка исполнялась в симфонических концертах того времени. Катуар был приближён и вхож в круг самых высоких знатных компаний, композиторских обществ. Всё это слышно в музыке — она невероятно качественная, очень русская по стилю, но тем не менее очень индивидуальная.
А. Ноздреватых: Какие произведения сейчас вы записываете?
С. Кондрашев: В прошлом году мы уже записали кантату «Русалка» и симфоническую поэму «Мцыри». В данный момент продолжаем работу над единственной симфонией Катуара. Некоторые фрагменты произведений композитора я уже исполнял. В проекте «7 нельзя», который у нас был в феврале, инкогнито прозвучала поэма «Мцыри», я включил фрагменты в музыкальное оформление спектакля.
А. Ноздреватых: Планируете выпустить диск?
С. Кондрашев: Да, очень надеюсь, что до Нового года мы сможем выпустить альбом.
А. Ноздреватых: Будет ли концерт с произведениями Катуара?
С. Кондрашев: Надеюсь, что да. Мне кажется, что было бы неплохо объединить исполнение сочинений Катуара с музыкой его современников. Это было бы интересно, слушателю сразу станет понятно, что за фигура такая Катуар. Ведь он нам известен лишь по учебникам теории музыки.
А. Ноздреватых: Сочинения каких композиторов могли бы прозвучать на этом концерте?
С. Кондрашев: Чайковского. На мой взгляд, его влияние на Катуара было наиболее сильным. Несмотря на то, что Катуар был учеником Римского-Корсакова и Лядова. Фигура Чайковского очень рядом, также как и у Аренского. Думаю, что музыка Аренского и Чайковского в одном концерте с Катуаром была бы как нельзя кстати.

Последние события