Алексей Любимов: «Исторические инструменты вводят Бетховена в мир романтизма»
Дата публикации: 5 марта 2020
250-летие со дня рождения Бетховена Московская консерватория отметила грандиозным проектом. В первые дни весны музыкальный вуз представил Полное собрание бетховенских клавирных сонат. Их записали на копиях исторических инструментов эпохи великого композитора.
Инструменты, построенные выдающимся мастером современности Полом Макналти / Paul McNulty, восхищают богатейшей звуковой палитрой, динамическими и тембральными возможностями. Помимо 32-х венских сонат в собрание вошли ещё 7 детских и юношеских произведений композитора в этом жанре, называемых обычно сонатинами.
Автор идеи проекта и исполнитель — Алексей Любимов пригласил для записи своих учеников и коллег: Юрия Мартынова, Алексея Зуева, Александру Кореневу, Ольгу Мартынову, Елизавету Миллер и Ольгу Пащенко.
Выбор исполнителями конкретного инструмента соответствует периоду создания того или иного сочинения, его стилистике и характеру пианистических требований. Из-за невозможности собрать для записи все инструменты в одном месте, проект пришлось записывать по месту нахождения необходимых фортепиано — в Москве, Брно и Варшаве.
Алексей Любимов: Инструменты времён Бетховена — это прежде всего утончённые краски, прозрачность, таинственность и pianissimo, связанные с типичным звуком этих инструментов, который тоньше и короче, чем звук современного рояля, иногда жирный, иногда слишком густой и непрозрачный. Прозрачность, свойственную инструментам XVIII века, Бетховен использовал чрезвычайно активно. Несмотря на то что он считается композитором героических сдвигов, преимущественная динамика у него — это piano и pianissimo. Даже в «Аппассионате» и Третьем концерте очень мало громких мест. Первую часть «Лунной сонаты» композитор требует играть на поднятой педали, то есть без демпферов, на pianissimo. Это было связано с устройством инструментов, у которых звук гаснет быстрее, и пожелание композитора на них становилось абсолютно доступным. С помощью педали и тончайшего pianissimo создаётся элегическое, меланхолическое, ноктюрнообразное состояние, а вовсе не каменная глыба застывшей скульптуры, которую часто делают пианисты из этой сонаты.
Другие краски рождаются благодаря тому, что эти инструменты, являясь прямострунными, дают несмешиваемое звучание струн в разных диапазонах. И поэтому басовый, средний и верхний регистры звучат как разные голоса в оркестре.
И третье, самое волшебное и самое, на мой взгляд, необходимое качество музыки XVII и XVIII века, предромантической и романтической музыки — это наличие нескольких педалей, которые управляют регистрами, по аналогии с регистрами клавесина и органа, включают определённый тип звука. Это не только педаль демпферная — наша правая педаль, не только una corda — наша левая педаль. Это педаль-модератор, при помощи которой между молоточком и струной выдвигается планка с полосками тонкой материи, тонкого фильца, и звук становится приглушённым, как бы с сурдиной. А на чуть более поздних инструментах или на экспериментальных инструментах присутствовал арфовый регистр, когда кусочки кожи пододвигались к струнам снизу, у порожка, и звук получался как у арфы. Он сразу заглушается, но с большим резонансом.
Очень жаль, что рояли современной конструкции постепенно потеряли все эти педальные устройства одно за другим, и мы лишились многих красок и эффектов периода взлёта раннего романтизма. Исторические инструменты, мне кажется, вводят Бетховена в мир романтизма гораздо сильнее, чем современные, которые возвращают в мир классический.
Новые записи бетховенских сонат прозвучат на радио «Орфей» в программе «Концертный зал». Эфир 5 марта, в 22:00.
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.