Портрет Кара Караева
Дата публикации: 13 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Азербайджанец Таир Салахов принадлежит к числу наиболее заметных художников периода оттепели, создателей и сторонников так называемого «сурового стиля». Немалое место среди его работ занимает цикл произведений о нефтяниках Азербайджана. «Ремонтники», «Женщины Апшерона», «Утро на Каспии» — это суровый романтизм постсталинского ренессанса, большие плоскости цвета и жесткие контуры фигур, призванные передавать героику трудовых будней. В портретной галерее художника легко найти образы многих известных деятелей культуры, в том числе Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича. Однако наиболее известен портрет ученика Шостаковича азербайджанского композитора Кара Караева. 1960-й год.
В духе времени портрет намеренно лаконичен. Сосредоточенная поза героя говорит о предельной концентрации на внутреннем поиске. Что он может сочинять? Балет «Тропою грома»? Симфоническую гравюру «Дон Кихот»? Кантату «Знаменосец эпохи»? Процесс раздумий кажется напряженным, вокруг всё тянется монотонно и долго. Не потому ли такой бесконечной выглядит черная полоса рояля, на фоне которой показана сидящая фигура моложавого композитора? Рояль задает ритм композиции, определяет ее строгую простоту: лаковый бок инструмента, пара тонких тетрадей и, по контрасту — белый джемпер героя, высвеченный лучом солнца. Таков ответ оттепели на парадное искусство 1940-х и 1950-х. «В молодости меня критиковали за те работы, которые через десять лет после их создания уже считали классикой», — скажет позже художник.
Полагают, что стиль Салахова сложился не без влияния мастеров классического модернизма, и прежде всего Сезанна. Салахов не возражал. Уже став художественным «начальником», он не забудет с чего начинал и многое сделает для того, чтобы в России узнали что-то другое, нежели социалистический реализм.
Таир Салахов, «Портрет композитора Кара Караева», 1960 год. Третьяковская галерея
Последние события
Как распределяются билеты на «Щелкунчика»
Под аукцион на продажу билетов на балет «Щелкунчик» Большой театр отдал 12% зала. Остальные билеты выйдут в свободную продажу на официальном сайте театра, они будут именными и без права на обмен.
В Петербурге покажут «Пиковую даму» в постановке Темирканова
Впервые за десять лет в Мариинском театре покажут «Пиковую даму» в постановке Юрия Темирканова. Представления приурочены к 86-летию со дня рождения маэстро. Увидеть спектакль можно 10 и 11 декабря.
Сольный концерт Альбины Шагимуратовой
Сольный концерт Альбины Шагимуратовой состоится в Зале Чайковского 1 декабря. Прозвучат романсы Глинки, Чайковского и Листа. В дуэте с певицей выступит петербургская пианистка Зарина Шиманская.