«Рождество Христово». Икона Московской школы (XVI век)

Дата публикации: 29 августа 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пошёл Иосиф из Назарета в Вифлеем, потому что римский император Октавиан Август повелел пересчитать всех жителей на землях Римской империи. И люди отправились в свои города — туда, откуда происходили их предки. Иосиф и Мария были из рода Давида, родившегося в Вифлееме.
Мария беременна. Путь был долгий. Она устала. Но в городе не нашлось ни одной свободной гостиницы. Никто не согласился приютить семейство. Иосиф нашёл на окраине города вертеп — пещеру, в которой укрывались от непогоды пастухи.
«Когда же они были там, наступило ей время родить». Вдруг сияющее облако осветило их бедный приют, и засиял ослепительный свет. Появился младенец. Мария спеленала его, положила в ясли — кормушку для скота.
Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса…
«Рождество Христово» — один из величайших шедевров Эрмитажа.
XVI век. Московская школа. Лёгкость и нежность письма, яркость красок, изящество и необычный для русских икон небесно-голубой фон — символ высоты, чистоты и божественной силы. «Видимое невидимого» называли иконы.
Каждое событие, которое мы наблюдаем, обычное, обыкновенное, совсем земное. Но каждое наполнено иным смыслом, иными тайнами. События, которые происходят в разные времена, чудесным образом соединяются здесь, сейчас. Времени для таких событий не существует.
Что же мы видим? Какие смыслы таятся в каждом образе?
Сияющее нежное видение — Богоматерь в пурпурном плаще лежит на ярко-красном ложе. Пурпур — цвет царской власти. А красный — цвет крови, жизни и искупления. Рядом в белых пеленах младенец. Белый — символ божественного света, цвет чистоты и простоты.
В католической традиции Дева Мария изображается сидящей, склонившейся над младенцем. Тем самым напоминается о том, что страданий она не испытала, и подчёркивается её непорочность. В православной же традиции в ранних иконах до XVII века Богородица изображается лежащей. Она не смотрит на сына, потому что он уже не принадлежит ей. Он принадлежит миру. А она заступница всех, кто попросит её, кто помолится ей, кто пожалуется ей. «Бог-Господь осиял нас не в образе Божием, чтобы не привести в трепет немощное человеческое естество, но в образе раба, чтобы освободить это порабощённое естество».
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.
Корова и лошадь. В европейской живописи — вол и осёл. Своим дыханием они согревали младенца, успокаивали и веселили его.
Рождает Дева, дитя кричит, ангелы ликуют. Они сообщают радостную весть. Первым сообщили пастухам — простым людям, доверчивым, чистым сердцем. Они пришли поклониться и принесли свои дары: яйца, посох и свирель. Они — символ духовных пастырей, которые умеют беречь своё стадо и играть на свирели, то есть петь духовные мелодии, чтобы научить людей слышать и слушать божественную музыку и понимать чудесные видения.
Ангелы поют на небесах: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»
Звезда взошла. Она была яркая, и лучи её сияли даже днём. Она будто парила в воздухе низко над землёй. На земле родился небесный. Святой Дух, говорят, явился в образе звезды. И мудрецы Востока волхвы пошли. Надо идти без промедления, чтобы увидеть царя. Им предстоит длинный путь от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно.
Мельхиор, Валтасар, Каспар поднесли подарки. Золото — символ царской власти, царственности. Ладан означает молитву, это символ священников, благочестия, божественного сияния. Смирна хранит от порчи и тления, но она напоминает и о готовности погибнуть. Триединство — драгоценнейшее божество, благочестивая душа и совершенно непорочная плоть. Волхвы научили нас дарить подарки, то есть напоминать нам о своей симпатии, преданности, нежности. В Рождество все немножко волхвы.
На этой иконе есть ещё один важный персонаж — Иосиф. Он кажется растерянным, глубоко потрясённым. Он свидетель невероятного. Он почувствовал, что время остановилось. Всё вокруг замерло: и ветер, и птицы в полёте, и звёзды на небе. Младенец родился, и время вернулось. Всё пошло своим чередом. Иосиф поражён и смущён.
А рядом с ним старик с палкой, с клюкой. Кто он? Что говорит? До сих пор спорят учёные. Может быть, это Иаков, сын Иосифа? Может быть, пророк Исайя? А может быть, искуситель, дух сомнений (клюка означает ложь): «Не верь, нет иного мира, кроме видимого, кроме мира здешнего»?
Это великая сцена — встреча двух миров: мира сомнения, искушения, соблазна и мира духа, мира, спасающего наш. Богородица смотрит на Иосифа с нежностью, с состраданием, печально. Её взгляд — помощь ему. «Иной мир существует. Он неподвластен земным законам. Просто доверься. Просто люби».
Рождество Христово — любимейший сюжет многих художников и композиторов. Дмитрий Бортнянский посвятил ему трогательный кондак — песнопение, особую молитву в честь этой иконы и в честь великого праздника.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Нет тьмы больше, только свет. Христос рождается! Выходите ему навстречу!
«Рождество Христово». Икона Московской школы (XVI век)

Последние события

Итоги Конкурса имени Корякина

Объявлены победители Международного конкурса имени Корякина. Награждение состоялось в Петербургской капелле в минувшие выходные.

В Саратовской консерватории отметили день рождения Шнитке

В день рождения Альфреда Шнитке в Саратовской консерватории состоялось исполнение его сценической композиции «Жёлтый звук» для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло и смешанного хора.

В Саратове завершили «Дело молодых»

Финальный концерт проекта «Дело молодых» состоялся 22 ноября в Саратовской консерватории. Это проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки.