Памятник Русалочке
Дата публикации: 23 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Государственные гербы России в виде двуглавых орлов венчали кремлевские башни Москвы с XVII века. Примерно раз в столетие медных позолоченных птиц обновляли. Тема отказа от символов царизма стала весьма насущной сразу после победы большевистской революции, но до оформления Кремля руки у новой власти дошли лишь к 1935 году. 23 августа Совнарком и ЦК компартии постановили, что на кремлевских башнях следует воздвигнуть пятиконечные звезды с серпом и молотом. На золочение медно-стальных конструкций ушло 68 килограммов драгоценного металла. Звезды были украшены уральскими самоцветами и весили около тонны. Из-за московского воздуха, который и тогда не был идеальным, они потускнели уже через два года. Тогда им на смену пришел рубиновый проект.
23 августа 1913 года в Копенгагене миру предстала «Русалочка». Этот трогательный персонаж из сказки Ганса-Христиана Андерсена в бронзе воплотил скульптор Эдвард Эриксен. Согласно популярной версии, у статуи было две модели. Балетная прима «Королевского театра» подарила ей черты лица, а жена скульптора, не постеснявшаяся позировать обнаженной, наделила чертами тела. Довольно скоро скульптура стала безусловным символом Копенгагена и Дании. Человек бывает бессмысленно жесток — «Русалочку» пачкали краской, отпиливали руку, отрезали голову и сталкивали в воду, но всякий раз статую восстанавливали по слепку, сохраненному автором.
В этот день в 1880 году в Вятской губернии родился Александр Гриневский. Критика так описывает его литературное кредо: «представитель романтического реализма, автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики». Он был активным деятелем партии эсеров. Его первый рассказ власти приняли за пропагандистскую агитку и сожгли тираж. Следующие произведения автор стал подписывать псевдонимом. Приход к власти большевиков он считал трагедией. Во внутреннем конфликте с постреволюционной действительностью писатель, известный нам как Александр Грин, творил мир романтики. Символом его внутренней вселенной стали «Алые паруса». Образ дожил до наших дней. Ныне, вполне овеществленный, он бороздит воды Невы, сопровождая вступление во взрослую жизнь петербургских школьников.
23 августа 1799 года обер-полицмейстер Санкт Петербурга по настоянию императора Павла I издал распоряжение, которым мужчинам предписывалось гладко бриться. Борода, усы и особенно бакенбарды расценивались как признак вольнодумства. Царь сам служил образцом для подражания: растительности на лице не допускал, а волосы зачесывал назад и заплетал в косичку. Павел I, управлявший Россией четыре с половиной года, стремился оградить страну от свободолюбивого примера Великой Французской революции. Монарх перекрыл приток в страну иностранной литературы и нот, закрыл молодежи выезд за границу, изъял из обихода слово «гражданин» и объявил вальс неприличным танцем.
Последние события
В Саратове завершили «Дело молодых»
Финальный концерт проекта «Дело молодых» состоялся 22 ноября в Саратовской консерватории. Это проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки.
МАМТ откроет выставку к 75-летию Тителя
Московский академический Музыкальный театр посвятит выставку художественному руководителю оперной труппы Александру Тителю. Проект начнёт работу в день рождения народного артиста России, 30 ноября.
Коллекцию Щукиных представят в Пушкинском музее
Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» откроется 26 ноября в Пушкинском музее. Проект посвящён коллекции семьи Щукиных.