Ноты из библиотеки Татьяны Лещенко
Дата публикации: 10 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейной коллекции хранится необычное нотное издание. Оно привлекает внимание многочисленными надписями — подписью владельца, карандашными записями, стихотворными текстами на обложке и титульном листе.
Но вначале о нотах. В одном конволюте объединены два песенных сборника. Автор первого — Жан Батист Векерлен, французский композитор XIX века. Он написал нескольких опер, хоровые и оркестровые сочинения. Но наибольшую известность Векерлену принесли обработки французских песен, изданные несколькими сборниками. Один из них, опубликованный в Париже в середине XIX века, носит название «Голоса прошлого». Листая нотные страницы, мы погружаемся в музыкальную атмосферу старинной Франции. Среди авторов сочинений, обработанных Векерленом для пения с фортепиано — Генрих IV, его сын Людовик XIII, Жан Жак Руссо, Жан Батист Люлли. Есть в сборнике и произведения неизвестных авторов — мадригалы, народные и популярные мелодии разных областей Франции, песни любовного содержания. Одну из таких песен Пётр Ильич Чайковский использовал в своём фортепианном цикле «Детский альбом» под названием «Старинная французская песенка».
А теперь познакомимся с владелицей нотного сборника. Татьяна Лещенко-Сухомлина — профессиональный переводчик, актриса и певица. Она прожила долгую, трудную и насыщенную жизнь. Происходила из дворянского рода, в совершенстве знала несколько иностранных языков, жила во Франции, Соединенных Штатах. Возвратившись в Советский Союз, была отправлена в лагерь в Воркуту по политической статье. Играла как актриса в лагерном театре. После освобождения вернулась к литературной деятельности. Именно в ее переводах все мы читали романы «Женщина в белом» Уилки Коллинза, «Президент» Жоржа Сименона, другие произведения западных писателей. Татьяна Лещенко-Сухомлина была также прекрасной исполнительницей старинных песен и романсов; опубликовала две книги воспоминаний о своей жизни и о знаменитых людях, с которыми ее сводила судьба.
Сборник Векерлена Лещенко-Сухомлина приобрела в Париже в начале 30-х годов, а второй нотный сборник тогда же на острове Майорка. Эти издания она бережно хранила всю свою жизнь.
Старинные ноты из её библиотеки стали и свидетельством личных жизненных коллизий, и интереснейшим документом эпохи, и знаком связи времён — от средневековой Франции до заполярной тундры ХХ века.
Редкие нотные издания — это важная часть нашей истории и культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Последние события
Коллекцию Щукиных представят в Пушкинском музее
Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» откроется 26 ноября в Пушкинском музее. Проект посвящён коллекции семьи Щукиных.
Музей МХАТ откроет выставку о «Чайке»
В МХТ имени Чехова готовятся к большой премьере — чеховской «Чайке». Первый показ состоится 30 ноября, а за два дня до спектакля музей МХАТ откроет выставку «От Константина до Константина».
В Москве появилась доска Марка Рейзена
В Москве открыли мемориальную доску оперному певцу Большого театра народному артисту СССР Марку Рейзену. Табличку разместили на фасаде дома артистов Большого театра по адресу Брюсов переулок, 7.