Антуан Ватто. «Капризница»

Дата публикации: 31 июля 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Музыка носится в воздухе, она повсюду. Она наполняет мир. И ты просто берёшь её столько, сколько тебе нужно».
Эдвард Элгар любил импровизировать поздними тёмными вечерами. «Я фантазировал на рояле, и волшебные мелодии приходили ко мне». Так появились «Энигма-вариации» — вариации на темы загадок. Одна из них, говорил композитор, похожа на прелестных капризниц Антуана Ватто.
«Капризница» — одна из последних работ великолепного мастера «галантных празднеств». Художник, один из самых знаменитых и успешных, любил одиночество, тишину. Ему нравились стихи, театр и грёзы. Он собирал коллекцию театральных масок, костюмов и наряжал в них своих друзей. Бодлер говорил, что самое ценное в творчестве Ватто — его капризные, своенравные, но бесконечно элегантные женщины.
Капризница, или красавица, чуть надувшая губки, в чудесном парке. Очаровательная молодая дама смотрит чуть надменно и печально на самоуверенного мужчину в роскошном сиреневом берете. Кажется, приближается вечер. Кажется, актёры отдыхают в перерыве между сценами фривольного спектакля. Они устало улыбаются, и им скучно друг с другом. Они лениво скользят взглядом. Жемчужная шутка Ватто.
Герои художника всегда великолепно нарядны. Роскошны, но незаметны, величественны, но скромны. Недаром Эдмон Ростан написал в предисловии к своей комедии «Романтики»: «Как должны быть одеты актёры? Говорю вам: костюмы Ватто».
И этим всё сказано: величественно, но строго. Герои Ватто, жест Ватто, лица Ватто, улыбки Ватто — особый тип эпохи рококо. Галантность и беззаботность, весёлость, которая легко и быстро переходила в мучительную тоску. Персонажи Ватто разыгрывают милый фарс о сложной и непонятной жизни. Они будто весело идут по цветущему лугу, под которым скрывается пропасть.
Ватто был человеком симпатичным, без утомительных странностей. Но тяжёлая болезнь, чахотка, которая не позволила ему прожить долго, измучила его, и он привык торопиться. Боялся не успеть высказаться, написать. Его томила тоска по несовершившемуся.
Бруно Вальтер однажды дирижировал в Италии «Похищением из сераля» Моцарта и объяснял музыкантам, как играть. Нужно так играть, чтобы музыка звучала весело. Так весело, чтобы всем нам захотелось плакать. Как на картинах Ватто.

Последние события

Столичные парки закрылись из-за ветра

Парк искусств «Музеон» и здание Новой Третьяковки закрылись до конца дня из-за сильного ветра. В обычном режиме они заработают с 20 апреля.

«Мелодия» представляет новый альбом Евгения Финкельштейна

Евгений Финкельштейн выпускает альбом «Шедевры пяти столетий», в который вошли авторские переложения для классической гитары. Релиз записала фирма «Мелодия».

В Мариинском отметят день рождения Сергея Прокофьева

Мариинский театр 23 апреля покажет оперу «Обручение в монастыре» в честь дня рождения композитора Сергея Прокофьева.