Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Дата публикации: 25 июня 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он купил её и назвал Ноа Ноа — «благоухающая». «Золотистая кожа плеч и рук, два крепких бутона вздымались на её груди, волосы, густые, вьющиеся», — восхищался Гоген. Её имя — Техура — «дающая силы». И она вернула его к жизни. «Я забыл о мучениях, невзгодах, бедах. Я был юн как никогда. Я был влюблён и говорил ей о своих чувствах. Она смущённо улыбалась».
«Согласна ли ты поселиться в моей хижине?» — спросил её Гоген.
«Я стал работать, и мой дом превратился в обитель счастья. Я не замечал дней: они все были прекрасны».
Эта девушка — фея Таити, острова свободных чувств и любви, — очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится? «Её улыбка, насмешливая складка её рта, чувственного, нежного, предупреждала меня, что опасность грозит не ей, а мне».
Он работал торопливо, страстно.
«Я вложил в этот портрет всё, что моё сердце позволило увидеть глазами, а может быть, даже то, что глаза не увидели, — немеркнущее пламя некой сдержанной силы. Цветок гардении у неё за ухом будто прислушивается к аромату её тела, волос, губ».
Высокая молодая женщина с обнажённой грудью, таитянка кажется неподвижной. Она равнодушно спокойна и лукава. В руках плод, вернее, сосуд для воды из тыквы — тыквы, которая помогает влюблённым и дарит им силы.
Гоген доволен. «Во сне я ощущаю необъятность пространства и небесный свод вместо тюрьмы, в которой задыхаешься. Моя жизнь стала воплощением свободы. Я читаю книги, вспоминаю музыку великого Вагнера, который писал о такой свободе, какой я достиг».
Прошло время. Гоген заскучал. Всё слишком ярко и слишком просто. Он устал от покорности и молчаливости своей юной жены. «Не могу больше слышать её наивный лепет».
Он уезжает в Париж, оставив беременную Техуру. Ему нужно открывать выставку, он надеется продать работы, получить много денег. И снова неудача. И снова тоска сжигает. Он пытается покончить с собой.
Гоген возвращается на Таити. Он хочет вернуть то, что когда-то так радовало его. Он предлагает Техуре вернуться к нему. Она пришла, молча посмотрела на него — больной, старый, уставший, бедный, — молча отвернулась и ушла к новому мужу. Его утешали. На острове говорят: когда отмирает лист папоротника, на его месте вырастает другой лист.
Он жил на острове. Местные жители считали его дикарём: слишком много пьёт, быстро сходится с женщинами, угрюм и раздражителен, много рисует что-то совсем непонятное, и себя трудно узнать в его портретах. «Как мне хочется лёгкости, свободы, хочется писать, не думая о славе, о богатстве, и в конце концов умереть там, забытым всеми, меж небом и водой, в мире грёз и морей!»
Через три года после его смерти, в 1906 году, в Париже открылась выставка его работ. И наконец пришла слава. Его работами восхищались, их покупали, платили за них огромные деньги, сочиняли воспоминания, цитировали его выражение: «Искусство для искусства — почему нет? Искусство для жизни — почему нет? Искусство, чтобы угождать, — почему нет? Не всё ли равно, если это искусство?»

Последние события

Умер музыкальный критик Сергей Бирюков

Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.

Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи

Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.

INTRADA сыграет Дэвида Лэнга

Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.