Любимое платье русских цариц

Дата публикации: 29 мая 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«…Пленяет вихрь бальный. И будоражит мерцанье свеч». На балах всё позволено. И главное — можно, не смущаясь, разглядывать друг друга.
Елизавета Петровна — великая дочь великого царя — обожала балы, музыку, танцы и, конечно, наряды. «Не надо бояться излишеств, — говорила она. — Они украшают жизнь». Бантики, кружева, ленты, шелка, бархат — всё пышно, ярко, нарядно. Пятнадцать тысяч платьев в гардеробе императрицы! Странная причуда судьбы: после её смерти шикарные платья перешили для маскарадных костюмов.
«В обществе жить не есть не делать ничего. Балы — серьёзная работа, — говорила Екатерина Великая. — А одежда о многом говорит».
Императрица издала специальный указ: боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать единство стоящей над нацией элиты. Жёнам полагалось шить платья под стать мужьям: дорого, но не слишком. И главное, стиль должен быть в русском духе, но с французским настроением. Словом, офранцуженный сарафан вошёл в моду.
Придворная жизнь подобна причудливой фантазии, где здравое и безумное смешивается в разных сочетаниях, легко переходя из одного в другое.
Мария Фёдоровна, супруга Павла I, была очаровательной модницей. Особенно ценила она корсеты. То, что утомляет других женщин, ей нипочём. Даже во время беременностей, а их у неё было десять, она не снимала нарядное парадное платье и не оставляла балов. И даже между обедом и балом, когда другие женщины легко надевают капоты, она неизменно затягивалась в корсет.
В залу впорхнуло прелестное существо. Дама одета в голубое платье. Она не шла, а будто плыла по паркету. Николай I называл её «моя птичка». «Я обожаю императрицу», — говорил Пушкин. «Гений чистой красоты», — называл её Жуковский. Она всех очаровывала. Александра Фёдоровна любила маленькие, милые и удобные вещицы, наряды, украшения и, конечно, танцы. «Александра Фёдоровна, — говорили, — будет танцевать до тех пор, пока у неё станет сил держаться на ногах».
Бал продолжается. Музыка закружила элегантных мужчин, очаровательных женщин.
Мария Александровна, супруга Александра II, хрупкая и грациозная, всю жизнь сохраняла молодую наружность. Любила наряды тёмных цветов. Её уважали за скромность и красоту.
При Александре III начались исторические балы. И его супруга, Мария Фёдоровна, первая появилась в костюме русской принцессы. На балу исполняли только русские песни и подавали старые русские угощения. Государь уехал после ужина, а императрица продолжала танцевать до пяти утра. У неё был размер ножки тридцать пятый. И она говорила, что для женщины самое главное — обувь. Порядочную женщину можно скорее узнать по красиво обутой ножке, нежели по богатому платью.
Бал — развлечение, но не лёгкое. Танцуешь вальс да мазурку, потом полдня лежишь в кровати от изнеможения.
Александра Фёдоровна — Алекс, как звал её Николай II, — отвергала крайности как в жизни, так и в моде и на балах. Одевалась хорошо, но не экстравагантно. Любила нежные тона: светло-розовые, голубые, бледно-серые — цвета печальных ирисов. В нарядах ценила удобство. Когда ей показали узкую юбку, она презрительно заметила: «Это же нельзя носить!» Платье меняла несколько раз в день. Всегда надевала к ужину роскошные вечерние туалеты, даже если не было гостей и они оставались с императором наедине.
Придворная жизнь по существу жизнь условная. А этикет необходим для того, чтобы поддерживать её престиж. Благодаря строгости этикета русский двор всегда имел чрезвычайно блестящую внешность. Как обычно, вспоминали дипломаты, русский двор блистает и пока не имеет себе равных.
Любимое платье русских цариц

Последние события

Умер историк джаза Владимир Фейертаг

Историк джаза, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг скончался в Петербурге на 93-м году жизни.

Госоркестр Башкортостана выступит в Татарстане и Удмуртии

Госоркестр Башкортостана и кларнетист Артур Назиуллин отправляются на гастроли в Татарстан и Удмуртию. Помимо классики, в программе коллектива сочинения дирижёра и композитора Дмитрия Крюкова.

Спектакль «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского возвращается в Большой

Премьерные показы возобновлённого спектакля «Ромео и Джульетта» в хореографии Леонида Лавровского и сценографии Петра Вильямса пройдут в Большом театре с 4 по 7 апреля.