Пауль Рубенс. «Венера и Адонис»

Дата публикации: 22 мая 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Фламандский Рафаэль», «король художников и художник королей» называют Пауля Рубенса. Богатые мысли, согласие во всём, живые краски, лица, тела.
В Эрмитаже хранятся двадцать две работы великого мастера. Екатерина Вторая покупала его всегда с удовольствием и восторгом.
«Венера и Адонис» — одна из великолепнейших работ. Её упрекали в слишком явной чувственности, дерзкой и бесстыдно сладостной откровенности.
Венера. Самая красивая из всех богинь. Вечно юная, вечно пленительная, ты во всех вселяешь любовь, всех увлекаешь.
Богиня полюбит смертного — очаровательного принца Адониса. «Ложе нам стелет трава. Прилечь я хочу с тобою здесь, на земле!»
«Она, как уголь пламенный, красна. Он красен от стыда, но кровь его холодна».
Он любит охотиться в одиночестве, бродить по лесам и неохотно уступает страстным порывам богини. Пользуется каждой удобной минутой — убежать, скрыться от божественных ласк.
Охота была азартна и удачлива. Ему показалось, что он настиг огромного мощного кабана. Простые смертные доверчивы и часто желаемое принимают за действительность. Бог войны Арес, ревнивый муж Венеры, решился наказать Адониса и уничтожить противника. Раненый Адонис истекал кровью. Венера успела обнять его перед вечной разлукой и превратила кровь возлюбленного в хрупкие цветы — анемоны.
Горе Венеры мучительно. И она спускается в Аид, смиренно умоляет Персефону, хозяйку подземного мира, разрешить Адонису изредка возвращаться на землю. Персефона согласилась. С тех пор, как только появляются ранней весной нежные анемоны, Адонис возвращается, и сердца влюблённых вновь трепещут, кровь бурлит, люди жаждут любви весной.
Сюжет этот любили. Он увлекал многих художников, поэтов, музыкантов. Рубенс, тонкий ценитель музыки, наслаждался фантазией Монтеверди. Но больше всего ему нравился Алессандро Скарлатти и его восприятие мифа. Рубенс пытался в своей картине, так же как и Скарлатти, остановить одно-единственное мгновение: Венера, опьянённая страстью, пытается удержать Адониса. Она не хочет отпустить его на охоту, но любил Адонис травлю и презирал любовь. А кто презирает любовь, того боги наказывают.
Для Рубенса этот сюжет тоже важен и дорог. В этот момент, когда писал картину, он начинал новую жизнь. Он встретил очаровательную Елену Фурман. Ей шестнадцать лет, ему пятьдесят три года. Но он красив, энергичен, блестящ, умён, богат. «Я по-прежнему ловко держу ногу в стремени, и быстрый ход коня по-прежнему будоражит мою кровь. Я решил снова жениться, потому что не чувствую себя созревшим для воздержания и безбрачия».
Он женат, счастлив, спокоен и вновь в своей мастерской. Его роскошная Венера теперь похожа на одну земную женщину, возлюбленную жену — Елену. «Хотя мы и должны ставить воздержанность превыше всего, нам позволено давать законное удовлетворение своим чувствам, вознося господу хвалу за удовольствие, которое он нам подарил».
Елена, преданная жена художника, после смерти Рубенса испытала мучительное искушение — сжечь все картины мужа. Она стыдилась обнажённых пышных женщин, богинь. Она смотрела на них, будто бы смотрелась в зеркало. Духовник Рубенса, человек высоких нравственных принципов и безупречной репутации, всё-таки смог уговорить Елену не уничтожать шедевры, потому что в картинах Рубенса нет ничего недостойного. Бог красив и любит красивое.
Пауль Рубенс. «Венера и Адонис»

Последние события

Философия культуры на берегах Балтики

«Балтийский культурный форум» является драйвером развития региональной культуры, заявила министр культуры Ольга Любимова на пленарном заседании форума.

«Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера»

В Пушкинском музее в честь 150-летия импрессионизма запускают цикл просветительских мероприятий, на которых расскажут об особенностях живописи импрессионистов.

На ВДНХ напишут «Тотальный диктант»

ВДНХ станет одной из площадок проведения ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант», которая в этом году отмечает 20-летие.