Ромео и Джульетта

Дата публикации: 28 сентября 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Во все времена в кинематографе, как и в смежных жанрах, одна из центральных тем — это тема любви. И главное её выражение всегда происходит через музыку. Именно музыка позволяет эмоционально ощутить присутствие любви. В музыке Нино Роты к фильму «Ромео и Джульетта» любви очень много. Это, на мой взгляд, одна из самых красивых и чувственных версий темы любви. 60-е годы прошлого века смело можно назвать золотой эрой киномузыки. Нино Рота создал знаменитую тему любви, которая сразу вошла в плоть и кровь слушателей, став своего рода эталоном.
Здесь стоит поговорить о том, как эта тема воплощалась у других композиторов. Существуют ли каноны создания любовной темы? Практически это выглядит так: режиссёр просит композитора написать тему любви. Композитор исходит из некой формулы: музыка должна быть искренней, красивой, с яркой мелодикой. Как говорил мне один режиссёр, тема любви должна быть такой, чтобы любой человек, даже не владеющий инструментом, мог подойти к роялю и одним пальцем наиграть её основные ноты — и чтобы она запоминалась.
Ромео и Джульетта
Но этих признаков недостаточно, чтобы музыка стала именно любовной. Она останется просто лирической, если в ней не будет одного волшебного элемента, который чудесным образом превращает лирику в любовную тему.
Этот элемент — обязательное нисходящее постепенное движение в нижнем гармоническом голосе. Если мы возьмём самые яркие примеры: ариозо Хозе из «Кармен» Бизе, «Вокализ» Рахманинова, песню «Вечная любовь» из «Тегеран-43», тему любви из «Спартака» Хачатуряна, Love Story, даже мажорную «My Way» Фрэнка Синатры — везде мы обнаружим этот приём. В теме Нино Роты мы видим ту же нисходящую поступь в басу. Думаю, можно составить нечто вроде таблицы Менделеева для музыкально-выразительных средств, вызывающих конкретные эмоции.
Очевидно, композиторы не изобретают, а интуитивно используют эти средства. Все музыкальные новшества приходили в кино из «большой музыки» — от композиторов с «золотым пропуском» в этот мир. И здесь мы вновь ностальгируем по временам, когда авторы черпали красоту из сокровищницы Господа Бога, а не друг у друга.
Франко Дзеффирелли. Фильм «Ромео и Джульетта». 1968 год. Композитор Нино Рота

Последние события

История русской инструментальной музыки

В Третьяковской галерее 18 октября завершается серия концертов проекта «С музыкой на Т». В здании на Кадашёвской набережной выступит ансамбль солистов Île Thélème Ensemble.

Суперзвезда современного искусства

В Швейцарии открылась ретроспектива 96-летней Яёи Кусамы — одной из самых узнаваемых и дорогих художниц современности, чей стиль характеризуется исследованием повторяющихся узоров и структур.

Финал юбилейной серии Чайковского

Юбилейная концертная серия к 100-летию Бориса Чайковского завершится 14 октября в Большом зале Московской консерватории программой «Предчувствие Победы. Над временем».

Поиск по сайту