Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Кавалер Глюк»

Дата публикации: 14 сентября 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С этой новеллы, написанной в 1808 году, начался путь Гофмана-писателя. Прежде будущий автор «Щелкунчика» посвящал себя исключительно музыке, служа капельмейстером в различных местах. Неудивительно, что, пробуя себя в новом деле, молодой человек обращается к теме, которая ему особенно близка. А если точнее, то поводом для рассказа стало небрежное исполнение в Берлине сочинений Моцарта и Глюка соперником Гофмана по музыкальному цеху.
Новелла получила название «Кавалер Глюк» и представляет собой рассказ берлинского жителя о таинственном гении, появляющемся в неожиданных местах. «Торжественно приблизился он ко мне, — сообщает рассказчик, — ласково взял меня за руку и с загадочной улыбкой произнес: Я — кавалер Глюк!» Только вот задача, Глюк умер умер в 1787 году, а действие рассказа происходит во время наполеоновских войн. И вот тут начинаются загадки. Кем же был этот странный человек, глаза которого сверкали «каким-то юношеским огнем»? Гениально одаренным безумцем, поверившим в то, что он автор «Альцесты» или же призраком покойного Глюка (тем более что «бумага в его доме совсем пожелтела, а чернильница затянута паутиной»)? Зная будущего Гофмана, у которого фантастика и реальность оказываются двумя сторонами одной и той же медали, вопрос остается открытым.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Кавалер Глюк»
Такой подход позволяет исключить снисходительное отношение к незнакомцу как к умалишенному и более серьезно отнестись к откровениям, с которыми знакомит нас литературный герой. «Это широкая проезжая дорога, — говорит он о сочинении музыки, — и все, кому не лень, суетятся на ней и торжествующе вопят: „Мы посвященные! Мы у цели!“ А между тем…» Между тем, лишь немногие способны преодолеть царство грёз и достичь истины. «Взгляните на солнце, — витийствует далее загадочный человек, — это трезвучие, из которого сыплются аккорды». Может, и вправду безумец?
Молодой, романтически настроенный Герцен в своем очерке «Гофман», писал, что Глюк из этой новеллы воплощает собой образ художника вообще, «кем бы он ни был — будь-то Буонарроти или Бетховен, Данте или Шиллер». Одним словом, перед нами, кажется, притча.
Кавалер Глюк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, 1808 г.

Последние события

Ташкент примет Classical Music Fest

Фестиваль классической музыки Classical Music Fest пройдёт в Ташкенте с 22 сентября по 3 октября. Участие примут музыканты из России, Армении, Франции и Южной Кореи.

Не стало балетмейстера Юрия Папко

Балетмейстер, артист балета и педагог Юрий Папко ушёл из жизни 17 сентября в возрасте 85 лет. Прощание с мастером состоится 20 сентября в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.

«Москонцерт» начнёт работу над новогодним шоу

«Москонцерт» подготовит к Новому году спектакль «Небалет Щелкунчик: игра начинается». Работать над постановкой будут режиссёр Вадим Летунов и хореограф Иван Межевикин.

Поиск по сайту