Табула шестая. Здесь русский дух
Дата публикации: 12 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мода на русское искусство охватила Париж в 1908 году после представлений труппы Сергея Дягилева. Последующие за ними концерты Императорского хора Большого театра проходили с неизменными аншлагами. Морис Равель отложил все дела, чтобы послушать, как он говорил, «ангельское» пение. В программу вечера входили сочинения Мусоргского, Бородина, а также Римского-Корсакова.
Николая Андреевича Морис впервые увидел за пультом оркестра во время выступления на Всемирной выставке в столице Франции. Тогда новоиспечённый студент консерватории рисковал быть раздавленным толпой, возбуждённой первобытной мощью народных плясовых мелодий и пряной негой восточных напевов.

После концерта Морис кинулся в книжный магазин, чтобы купить сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Он околдован чарами томной красавицы Шехерезады и задумывает посвятить ей оперу. Запала и знаний хватает только на Увертюру. Морису не терпится представить её на суд слушателей. Партитуру он никому не доверил, впервые встав за дирижёрский пульт.
Премьера получилась скандально-шумной — часть зала топала ногами с криками «Браво!», остальные недовольно свистели. Мнения критиков тоже разделились — одни назвали оркестровку «любопытной», не лишённой обаяния, другие — «неуклюжим плагиатом русской школы». Сам Равель не считал сочинение провальным, но предпочёл о нём забыть, отказавшись издавать ноты.
Пройдут годы, и композитор снова вернётся к сказкам Шехерезады, чтобы написать вокальный цикл. Он поспешил всех заверить, что новое сочинение никак не связано с замыслом его незаконченной юношеской оперы. Но солистка тем не менее поёт в сопровождении симфонического оркестра. В его звучании слышны необычные тембровые сочетания, гармонические связки, тональные переходы, мелодические обороты, сплетённые с изяществом французского импрессионизма. Восток Равеля скорее не отражение реальности, а мечта побывать в сказочно красивых экзотических странах.
Во время работы над циклом «Шехерезада» Равель обратился в правительство страны с прошением отправить его на работу в одну из французских колоний. Возможно, страстью к перемене мест он тоже «заразился» от Римского-Корсакова, который, прежде чем стать известным композитором, совершил кругосветное путешествие.
Последние события
Михаил Швыдкой получил орден
Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.
РНО дал концерт в Абу-Даби
Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.
Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве
Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.


