Музыкальные клише в кино

Дата публикации: 21 марта 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Моё субъективное мнение: любой композитор должен избегать клише, прекрасно его зная.
Клише знать необходимо. Всё кино построено на клише. И даже когда мы этого не замечаем, это присутствует. Достаточно нам увидать первые кадры фильма, и мы сразу, в течение пятнадцати секунд, понимаем, что это за фильм, каков жанр этого фильма: это байопик, или это мелодрама, комедия, или фэнтези. Этот образ мы считываем в течение пятнадцати секунд благодаря клише.
Музыкальные клише в кино
В начале XXI века голливудское кино предложило нам огромное количество клише. Особенно всё, что касается так называемых экшен-эпизодов, где проходит какое-то действие. Как правило, в старом кино прошлого века никакое действие никогда музыкой не изображалось. А если изображалось, то этот момент из себя представлял некий музыкальный клип. И вот, когда возникла необходимость сопровождать музыкой действие, возникли всевозможные клише: ритмические, мелодические. Мелодические, как правило, сводились к набору определённых интонационных последовательностей, изложенных в определённом ритме. «Туду-дуду, дуду-дуду, дуду-дуду», — и так двадцать раз. Или сорок раз. И вот тогда это экшен.
И очень многие российские композиторы, наслушавшись этой музыки, стали делать то же самое, даже не понимая, что это не музыка и что это даже не клише, а это похоже, но похуже. Вот в этом смысле я против всяких клише.
Но для того, чтобы слушатель подразделял в своём сознании и жанры, и типы музыкальной фактуры, тоже существуют определённые клише.
Само понятие «киномузыка», как мы об этом говорим, — это тоже музыкальное клише. Если мы начинаем слушать любую академическую музыку, мы сразу понимаем, что это не из кино. А музыка из кино — она более демократична, она всегда обращена к вызыванию эмоций первого порядка: грустная, весёлая, быстрая, страшная, неопределённая и так далее. И вот эти клише нам дают возможность считывать какие-то сигналы о том, какой это жанр, какое кино мы будем смотреть, сегодняшние ли мы люди или мы смотрим кино давно прошедших лет.

Последние события

Автор «Кода да Винчи» выпустил новую книгу

Американский писатель Дэн Браун выпустил работу «Тайна из тайн» о новых приключениях профессора Гарварда Роберта Лэгтона, героя книги «Код да Винчи». Произведение автор создавал 8 лет.

«Артбук-фест» в РГБИ

Российская государственная библиотека искусств 26 и 27 сентября проведёт первый фестиваль книг по искусству «Артбук-фест». Форум объединит тех, кто создает, изучает и продвигает такую литературу.

Три последние сонаты Шуберта прозвучат в Московской консерватории

29 сентября в Малом зале Московской консерватории состоится концерт с нечасто исполняемой программой: прозвучат 3 последние сонаты для фортепиано Шуберта. На сцене — Анастасия Гамалей-Воскресенская.

Поиск по сайту