Что делает в театре художественный руководитель?
Дата публикации: 21 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он выбирает произведения, которые будут поставлены. Он определяет, кем они будут поставлены и кем они будут исполнены. Это всё — часть художественного лица театра.
Ты можешь выбрать «Онегина». Ты можешь выбрать современную оперу. И от этого кардинально поменяется твоя художественная программа. Ты можешь, как сделал я, сказать: поскольку мы занимаемся просвещением юной аудитории, мы должны давать самый широкий спектр культуры. В этой уникальной ситуации, когда дети и их родители на два часа оказываются нашими пленниками, мы должны дать им то, чего они больше нигде не получат.

И тогда в нашем театре возникла история с барочной оперой. Её на сегодняшний день почти негде получить в Москве. Противоположная сторона — это современные, авангардные вещи. Третье — это, конечно, знакомство с классикой. И это знакомство должно быть азбучным, ведь для того, чтобы понимать, что такое современная трактовка классики, ты должен сначала познакомиться с самим классическим текстом.
И вся эта многосоставная история — функция художественного руководителя.
Кто будет ставить, принципиально важно. Одно дело — я приглашаю мастера, чей почерк я уже знаю, другое дело — я даю шанс в первый раз поставить молодому режиссёру, или молодому хореографу, или молодому художнику и открываю новое имя и для себя, и для театрального сообщества, и для зрителя.
Я набираю труппу, потому что это тоже лицо нашего театра. К сожалению, есть такая вещь, как возраст. Я с огромным уважением отношусь к людям, которые свою жизнь посвятили одному театру. Но в какой-то момент актёры просто физически уже не могут исполнять какие-то роли: партии в балете, где срок профессиональной жизни совсем короток, и в опере, где срок чуть больше, но тоже ограничен возможностями человеческого тела. Поэтому должно приходить новое поколение. И его воспитание, его отбор — тоже функция художественного руководителя.
Вплоть до дизайна афиш, программок и табличек в фойе, потому что это тоже диалог со зрителем. Это не просто объявление, буквами написанное на фронтоне театра. Делая дизайн афиши, ты уже вступаешь в диалог со зрителем. Ты его настраиваешь на что-то: ты его либо привлекаешь, либо, бывает, отталкиваешь. Порой человек смотрит на афишу и говорит: «М-м, наверно, я не рискну пойти на это».
Я уже молчу о том, что художественный руководитель — это тот, кто выстраивает диалог театра с властью, со средствами массовой информации, с коллегами, с театральным сообществом, со всем социумом вокруг.
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.