Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?

Дата публикации: 2 марта 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мой замечательный учитель, народный артист Советского Союза Владимир Акимович Курочкин, в своё время знаменитый артист Свердловской оперетты, потом многолетний художественный руководитель Свердловского театра музкомедии, потом Московской оперетты, а потом Пермского театра оперы и балета, рассказывая нам, своим студентам, про историю и генезис музыкальных театральных жанров, любил квалифицировать их так: «Оперу придумали люди странные, потому что это странная идея, что человек должен петь, а не разговаривать. Оперетту придумали люди весёлые», — говорил Владимир Акимович, и здесь, конечно, его лицо расплывалось в широчайшей улыбке, потому что, наверно, никто не любил так оперетту, как Владимир Акимович Курочкин.
Если серьёзно, конечно, само слово «оперетта» уже о многом говорит, потому что это окончание «опер-етта» означает «маленькая оперка».
Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?
Ещё точнее, опера была придумана во дворцах королей и в замках герцогов. Предназначена она была для услаждения благородного слуха высокой публики, и говорила она о легендарных героях, богах, высокой трагедии словами высокой поэзии.
Оперетта родилась как жанр почти уличный. Только что появившийся класс буржуазии и мелких лавочников решил, что ему нужна какая-то своя опера, говорящая на близком ему языке. И тогда весёлые французы, в отличие от серьёзных итальянцев, придумали почти пародийную форму оперы. Недаром многие оперетты Жака Оффенбаха (допустим, «Прекрасная Елена») пародируют античные сюжеты, в которых древнегреческие боги начинают говорить простым, мещанским языком современных Оффенбаху французов, решать мелкие семейные, бытовые проблемы и выяснять отношения.
Мюзикл — это, безусловно, уже XX век: ревущие двадцатые, джаз, чарльстон, регтайм — это другие ритмы. Жанр уже на стыке не только музыки и слова, но и музыки, слова и движения. И очень часто в мюзикле чуть ли не доминирующим становится танец.
Эти три замечательных ветви великого искусства музыкального театра обращены к разным органам наших чувств: опера в первую очередь обращается к нашей душе, чувству высокого, оперетта — к нашему уму и страсти к ироничному диалогу, а мюзикл — к нашему телу, чувству ритма и желанию танцевать.

Последние события

«Музыкальное сердце театра» достаётся Рыбникову

Обладателем гранд-премии «Музыкальное сердце театра — 2025» за выдающиеся творческие достижения стал композитор Алексей Рыбников, который стоял у истоков фестиваля.

О, Фортуна

Обновлённый музей Карла Орфа в ноябре откроется в Баварии в местечке Дисен-ам-Аммерзе. 10 июля исполняется 130 лет со дня рождения немецкого композитора, автора кантаты «Кармина Бурана».

Прогулки с Петром Ильичом

Выставка «Чайковский. Прогулки по Москве», приуроченная к 185-летию со дня рождения композитора, открывается 17 июля в столичном Музее Чайковского.

Поиск по сайту