Табула восьмая. Семейная полистилистика

Дата публикации: 20 декабря 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.
Прекрасная пианистка, она не играет обожаемых Шопена и Рахманинова в присутствии супруга, предпочитающего романтикам авангардистов. Не обижается, что львиную долю времени Альфред посвящает не ей, а сочинительству. Ирина быстро свыклась с тем, что муж не любил её отлучек из дома и после нескольких концертов на долгие годы оставила профессиональную сцену. Боялся ли он отпускать «вторую половинку» на гастроли из-за ревности? Не без этого! Она источала юношескую свежесть и нежность.
Табула восьмая. Семейная полистилистика
Ленинградке Ирочке Катаевой исполнилось 19 лет, когда её постигла первая серьёзная неудача — девушка не поступила в Гнесинский институт, получив двойку по гармонии. Чтобы избежать провала в следующем году, стала искать репетитора. По рекомендации знакомых обратилась к аспиранту Московской консерватории Альфреду Шнитке.
Ему почти 25, разведён и переживает полосу творческих неудач: дипломную работу раскритиковали, музыку не заказывают, вот и приходится зарабатывать деньги частными уроками. Его глаза засияли, как только он впервые увидел свою новую ученицу. Ирина сдержанно поздоровалась с Альфредом: внешне он ей привлекательным не показался. Но после нескольких встреч она уже восторгалась его чувством юмора и эрудицией. Предложение вместе пойти на концерт приняла, не раздумывая. «Через год я уже знала о нём всё», — признавалась Ирина. А через четыре у них родился сын. Друзья шутили — Андрей Альфредович — почти полистилистика, намекая на способность Шнитке объединять в музыке, казалось бы, несовместимое.
По сложившейся традиции завершение работы над партитурой отмечали вдвоём, сидя на кухне за рюмочкой: он — композитор, она — его муза. Неразлучные соавторы. Сплотившись, ждали премьер: он с волнением, она — с нетерпением. Бывало, что во время концерта публика начинала громко ругать непонятную ей музыку, а кто-то и вовсе уходил из зала. Они сжимали друг другу запястья так крепко, что чувствовали биение сердец: ровное у Ирины и рваное у Альфреда. Вместе из последних сил мужественно боролись с его инсультами, параличом и потерей речи, сохранив привязанность на межклеточном уровне. Их мучительно счастливый роман продолжался почти 40 лет.

Последние события

Начался фестиваль «23 дня до Победы»

Стартовал II Всероссийский театральный фестиваль «23 дня до Победы», посвящённый Победе в Великой Отечественной войне. Смотр проходит в Театре Российской Армии и 36-ти городах России.

Выставка «Подвиг музея» в ГМИИ

Выставка «Подвиг музея», посвящённая 80-летию Победы, открывается 24 апреля в Пушкинском музее. Проект рассказывает о жизни ГМИИ в годы Великой Отечественной войны.

Театр Эстрады покажет премьеру спектакля «Прощай, конферансье»

Премьера трагикомедии «Прощай, конферансье» состоится 28 мая в Театре Эстрады. В основу спектакля легла пьеса Григория Горина. Она рассказывает о жизни артистов во время Великой Отечественной войны.

Поиск по сайту