Фортепианное бельканто Шопена

Дата публикации: 1 декабря 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Любите ли вы оперу, как люблю её я?» — со всей уверенностью мог бы воскликнуть польский романтик Фредерик Шопен. Оперу он обожал, в юности посещал все возможные спектакли в Оперном театре Варшавы, а позже — и Парижа, постоянно напевал любимые арии. Даже первая влюблённость композитора — в певицу Констанцию Гладковскую — и та возникла под знаком оперы. Почему же Шопен сам не написал ни одной, несмотря на многочисленные советы рискнуть?
Думается, вся натура Шопена — несмотря на очевидный мелодический дар — противилась столь серьёзному шагу, требовавшего от композитора не просто написания партитуры, но и последующего активного продюсирования. Впрочем, выход нашёлся: опера зажила новой жизнью в фортепианном наследии Шопена. Неотъемлемое свойство шопеновской музыки — красивейшие мелодии, разукрашенные изящными пассажами, руладами, мелизмами.
Фортепианное бельканто Шопена
Этот всегда узнаваемый стиль корнями уходит и в традиции «брильянтного» пианизма начала 19-го века, и в вокальную музыку современных итальянцев — Беллини, Россини, Доницетти. Это финальная сцена из оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн»: героиня, прощаясь с жизнью, вспоминает светлое безмятежное прошлое.
Солнечные долины, зелёные холмы, река хрустальной чистоты — как и она сама. Образ одного из ноктюрнов Шопена чрезвычайно близок: то же высокое «фа» — источник всей мелодии — и украшения, как крылья порхающей бабочки. Это не цитата, отнюдь! Но всё тот же светлый, безмятежный образ, похожий на волшебный сон. Знал ли Шопен оперу Доницетти целиком — неизвестно. Но то, что в парижских салонах эту арию он точно слышал от первой исполнительницы роли Анны Джудитты Пасты — факт.
А это уже совсем другая сцена. Джоаккино Россини. Кульминация и она же — финал оперы «Сорока-воровка». По сюжету, служанку Нинетту, обвинённую в воровстве серебряной ложки, ведут на казнь. До счастливой развязки — когда выяснится, что воровка — не служанка, а белобокая сорока, — остаются считанные минуты. А пока — трагичнейшее шествие в исполнении хора и оркестра. Не узнать в этой сцене тему из Траурного марша Второй фортепианной сонаты Шопена, написанной спустя 22 года после оперы Россини, попросту невозможно. В письмах польского романтика именно «Сорока-воровка» Россини упоминается чаще всего. Композитор любил её виртуозные арии, мелодизм, известную степень мелодраматизма, свойственного и самому Шопену.
В самом начале оперы звучит роскошная каватина: «Приди в мои объятья!» — поёт хозяйский сын Джанетто, влюбленный в служанку Нинетту (ту самую, которую обвинят в краже). Настоящий хит у современных теноров! Разве можно не ответить взаимностью на такое упоительное признание?! Не устояла не только Нинетта, но и Шопен: мелодию каватины он сделал частью прощального юношеского полонеза, написанного на отъезд друга.
Надо отдать должное Шопену: в рукописи он честно указал, что источник трио полонеза — ария Россини. И тем самым расписался в собственной безоговорочной и безудержной любви к итальянской опере.

Последние события

Каллас вновь споёт в Далласе

В Далласской опере анонсировали концерт голограммы Марии Каллас. Благодаря технологиям можно будет вновь увидеть на сцене оперную звезду, которой не стало почти полвека назад.

Шедевр великого фламандца

Картину Рубенса «Христос на кресте», считавшуюся утраченной, нашли в Париже, когда готовили один из особняков к продаже. Работа фламандского художника пропала более 400 лет назад.

«Мастера» исполняют шедевры

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей», Большой симфонический оркестр имени Чайковского исполнят в Московской консерватории программу «Классика, покорившая мир…».

Поиск по сайту