Табула третья. Безотцовщина

Дата публикации: 30 ноября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Бережно сохранённый семейный альбом может рассказать о близких людях гораздо больше, чем увесистые биографии и объёмные мемуары. Из единственного взгляда на фото вырастает удивительная история. Гостившая однажды в доме Гаврилиных родственница, увидев снимок композитора, сидящего на стуле с книгой, воскликнула: «Прям копия своего отца!»
Александр Павлович отправился добровольцем на фронт, когда сыну было меньше двух лет. Вскоре пришла похоронка, и мать замкнулась в себе. О погибшем муже ничего не рассказывала. Валера строил догадки и предположения, пока не придумал легенду о том, что отец ещё перед войной якобы бесследно исчез в застенках НКВД, а мать как жену «врага народа» потом арестовали.
Табула третья. Безотцовщина
Правда же заключалось в том, что настоящая фамилия Валерия была Белов, а Гаврилиным его записали в детдоме по матери. Позже Валерий Александрович разыскал адрес тётки и стал обмениваться с ней письмами. Из них он узнал, что Александр Павлович любил классическую литературу и музыку. Гаврилин с гордостью потом рассказывал, что отец был «поистине необыкновенным» человеком: пел с малых лет в церкви, самостоятельно выучился играть на скрипке и балалайке, а мелодии запоминал мгновенно. «Думаю, что я в музыкальном отношении лишь слабая тень отца», — рассуждал композитор.
Однажды он решил найти место захоронения Александра Павловича Белова. Как выяснилось, отец покоился в братской могиле под Ленинградом. Трясясь в пригородной электричке, Валерий Александрович подумал, что немало знает об отце. У строгой плиты с высеченной звездой молча постоял на холодному ветру. Вернувшись на станцию, присел на скамейку, продышался и наконец успокоился: Валерий Александрович надумал написать отцу музыкальное послание.
Работа над телебалетом о Василии Тёркине его захватила. В придуманном образе солдата-героя Гаврилин нашёл реальное сходство с отцом: Тёркин умеет не только потешать товарищей игрой на трёхрядке, но и «оделять жаром собственной души других людей». «Как нам не хватает подобных Тёркиных», — сетовал композитор после премьеры балета. В окончательной версии он назывался «Домом у дороги» и отсылал к другой поэме Твардовского о войне. Но Гаврилин признавал только первоначальный заголовок: в каталоге композитора партитура числится как «Тёркин».

Последние события

Каллас вновь споёт в Далласе

В Далласской опере анонсировали концерт голограммы Марии Каллас. Благодаря технологиям можно будет вновь увидеть на сцене оперную звезду, которой не стало почти полвека назад.

Шедевр великого фламандца

Картину Рубенса «Христос на кресте», считавшуюся утраченной, нашли в Париже, когда готовили один из особняков к продаже. Работа фламандского художника пропала более 400 лет назад.

«Мастера» исполняют шедевры

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей», Большой симфонический оркестр имени Чайковского исполнят в Московской консерватории программу «Классика, покорившая мир…».

Поиск по сайту