Табула двадцатая. Не называйте меня великим

Дата публикации: 21 сентября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Старая пластинка. Потрескивания, шорохи времени и голос божественной Нинон Валлен. Автор музыки, услышав эту запись, наверное, перевернулся бы в гробу. Он всегда требовал неукоснительного соблюдения ремарок и со скандалами шёл на уступки. А тут арию, предназначенную тенору, поёт сопрано! И причина не в том, что знаменитость хотела удивить публику. Просто на Западе в первой половине XX века не знали, откуда эта мелодия. Для них она была просто «Индусской песней», хитом композитора Римского-Корсакова.
Прошли десятилетия, наступил новый век, но с тех пор мало что изменилось. Маэстро так и остался для европейцев автором четырёх оркестровых шлягеров: «Шехеразады», «Испанского каприччио», «Светлого праздника» и «Полёта шмеля». Пятый — та самая песня Индийского гостя. Камерные сочинения для иностранцев — примитивны. Из 15 опер ставят «Кащея Бессмертного» и «Золотого Петушка», остальные для крупных театров не интересны. Лишь изредка они появляются на небольших сценах с пометкой «редкость», но ведь мы тоже недооцениваем вокальную музыку Берлиоза и Гуно, Форе и Массне и много чего ещё.
Табула двадцатая. Не называйте меня великим
Но с Римским-Корсаковым — особый случай. Тамошние исследователи всё время сопоставляют его с Мусоргским. Один — икона стиля, романтик с ореолом мученика. Другой — успешный буржуа, посягнувший на творчество Мусорянина: сокращал, редактировал, дописывал, и нет ему прощенья. А что же мы.
По большей части отмалчиваемся, ведь на родине Николай Андреевич никогда не был камертоном гениальности, как Чайковский, Рахманинов и тот же Мусоргский. В начале XX века гуру Стасов удивился, что Римский-Корсаков пользуется «громадною репутациею не только в Западной Европе, но даже у нас, в своём отечестве». Вот это «даже» дорогого стоит, ведь если добавить пинки критиков, получится картина безрадостная: «чудовищная оргия звуков, дилетантизм и никакой заботы о мысли…», — писали в газетах, — «хочется отвернуться от песен и плясок пьяных мужиков, от трепаков, от всей банальной простонародности».
В советское время «битьё» продолжалось: сначала за консерватизм, потом за модернизм и пропаганду религии. Постановка запрещённой оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» в начале 80-х закончилась скандалом. А сейчас далеко не каждому театру под силу ставить затратные, требующие уникальных голосов оперы композитора. Скромного гения, который никогда себя гением не считал: «прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, а лучше просто — Римский-Корсаков».

Последние события

Учреждена Всероссийская джазовая премия

Вручение первой Всероссийской профессиональной джазовой премии пройдёт 27 июля на закрытии II Международного Петербургского джазового фестиваля. Награда предназначена для поддержки молодых музыкантов.

Международный конкурс композиторов проведут в Москве

В столице впервые пройдёт Международный конкурс композиторов, основной этап которого запланирован на 2026 год. Смотр приурочен к 85-летию начала контрнаступления советских войск в битве за Москву.

«Сорочинская ярмарка» в Мариинке

Премьеру оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в постановке Ильи Устьянцева представят 25 и 26 июля в Концертном зале Мариинского театра. Показами спектакля завершится 242-й сезон в Мариинке.

Поиск по сайту