Матч-пойнт
Дата публикации: 30 июня 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Название фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллена связано с теннисом. Так обозначается ситуация, когда разыгрывается очко, способное принести участнику окончательную победу. Это момент, определяющий итог, в который важную роль играет случай. Картина открывается рассуждением главного героя: «Люди боятся признаться, как многое в их жизни зависит от везения. Страшно подумать, сколько всего мы не в состоянии контролировать». Через экран протянута теннисная сетка, и параллельно звучит ария Неморино «Unа furtiva lagrima» в исполнении Карузо, как авторская усмешка по поводу предстоящих событий.
Теннисист Крис Уилтон, осознавая, что уже не сумеет стать мировой знаменитостью, начинает работать тренером, играть с зажиточными английскими буржуа. Устроившись в Лондоне, он знакомится с дочерью богатого бизнесмена Хлоей, с которой у него завязывается роман. И вот он уже на пороге удачи, жизнь, кажется, удалась. Только по-настоящему Криса тянет не к унылой Хлое, а к сексапильной американке Ноле Райс, которая, впрочем, в определенный момент захочет слишком многого от него, начнет откровенно ему мешать, и он убьёт её из ружья, а позже уничтожит следы.
Таким образом, история карьерного взлёта провинциального парвеню обернется триллером, выстраивая который Вуди Аллен неожиданно проводит параллель с героями «Преступления и наказания». Как и там, интроверт-одиночка убивает двух женщин, прячется в пустой квартире, бросает награбленное в реку, а потом становится добычей проницательного следователя (Достоевского, кстати, теннисист штудировал для повышения культурного уровня). Однако в отличие от Раскольникова, у него в голове нет ни бога, ни любви, способной обеспечить ему искупление. Ему просто повезло в жизни и он надеется, что повезёт ещё. Человек без души. Для обозначения своего отношения к герою режиссёр-интеллектуал использует не только параллель с романом, но и хрестоматийную музыку.
Так, 10-минутная сцена убийства, составляющая кульминацию фильма, разворачивается под звуки дуэта Отелло и Яго из второго акта оперы Верди. Совершенно неважно, что слова в этом дуэте не соответствуют истории, разворачивающейся на экране. Там бедный страдающий Отелло в лихорадке сомнений и ревности обещает отомстить за измену. Здесь мы имеем разработанное «предприятие», план с алиби, хитрую игру. Своим выбором музыки Аллен не усиливает драматизм, а наоборот, используя устойчивое клише, посылает сигнал о банальности зла и опасности доверяться театральным страстям.
В конце фильма ироническим рефреном опять зазвучит Карузо, Unа furtiva lagrima. Герой выкрутился, его не поймают, следователь не сможет ничего доказать. Выходит, повезло?
Матч-пойнт, Вуди Аллен, 2005 год.
Последние события
Празднование Дня философии можно посмотреть онлайн
Записи концертов ко Всемирному дню философии, который накануне отпраздновали на острове Канта в Калининграде, можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора.
Третьяковка на ВДНХ
Третьяковская галерея открыла экспозицию на ВДНХ. Несколько десятков работ советских и современных художников разместили в павильоне № 1 «Центральный».
Ученики Академии русского балета имени Вагановой выступят в Кремле
Балет «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе покажут в Государственном Кремлёвском дворце 18 и 19 декабря.