Ступень к Парнасу

Дата публикации: 21 апреля 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача. Сохранность фолианта превосходна. Впрочем, светлый кожаный переплет мог быть сделан позднее. На первом листе видны надписи владельцев: «Этот экземпляр с 27 марта 1906 года в собственности Адольфа Штрауса. Страницы 261 — 280 скопированы им дополнительно». Далее идут подписи «Дюркхайм 1845», и еще одна — неразборчивая. Внизу сделана запись на латыни: «Учиться никогда не поздно». В начале книги вклеена гравюра, изображающая путь к Парнасу: ученик с книгой под мышкой поднимается по лестнице к богу Аполлону, который награждает его лавровым венком. Вокруг изображены музы и крылатый конь Пегас, рамка украшена изображениями музыкальных инструментов. Титульный лист содержит подробное название, имя автора — Иоганн Йозеф Фукс, посвящение императору Священной Римской империи Карлу VI, а также указание на то, что книга отпечатана в типографии одного из монастырей Вены.
Ступень к Парнасу
Австрийский композитор и придворный капельмейстер Иоганн Йозеф Фукс написал 18 опер, 5 реквиемов, множество духовных и светских сочинений, но остался в истории как автор трактата по полифонии, написанного на латыни и переведённого на немецкий язык. 23 главы содержат теоретические правила, затем следует второй раздел — «Диалоги». Он построен в виде беседы между учеником и учителем и обильно иллюстрирован нотными примерами. Заключительные 20 страниц написаны от руки последним владельцем книги Адольфом Штраусом.
Вплоть до XX века трактат Фукса оставался популярным учебником полифонии. Выражение «Ступень к Парнасу» прочно вошло в обиход. Так называются музыкальные сочинения Муцио Клементи, Якоба Донта и других авторов. А самые известные на сегодняшний день воплощения этого названия — цикл фортепианных пьес Клода Дебюсси, а также международный музыкальный фестиваль, проводившийся в нашей стране на рубеже 80-х — 90-х годов прошлого века.
Ценные учебные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковска

Последние события

Завершается фестиваль «Классика без границ»

Закрытие 9-го международного музыкального фестиваля «Классика без границ» совместят с гала-концертом лауреатов юношеского конкурса «Nota bene!».

Новое фортепианное искусство

23-летний российский пианист Александр Малофеев выступит в Болонье в рамках цикла «Музыка вместе». В своей программе дебютант зала Manzoni совместил разные эпохи и жанры.

Литературная столица России

Фестиваль-форум «Литературный флагман России» пройдёт в Казани с 23 по 25 мая. В прошлом году Татарстан победил во всероссийском конкурсе «Самый читающий регион».