Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

Дата публикации: 14 апреля 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.
Балет сочинялся в Поленово — бывшем имении художника Василия Поленова, превращённом в музей и дом отдыха. Прокофьев называл Поленово «дачей Большого театра», поскольку здесь часто отдыхали артисты главного театра страны. Композитора поселили в бывшую баню, куда поставили мебель и рояль. Прокофьев был доволен обстановкой. Он писал: «Что касается Поленова, то это, конечно, замечательный уголок. Для работы условия идеальные: тишина и спокойствие абсолютные, а если хочется общества, то в трёхстах шагах можно найти толпы».
Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»
Либретто балета Прокофьев создавал совместно с театральным режиссёром Сергеем Радловым. В первоначальной версии герои оставались живы: Ромео не умирал, а Джульетта вовремя пробуждалась. Композитор мотивировал это решение так: «Нам нужен финал, а мёртвые лёжа не станцуют». Такой вариант не был принят к постановке, и композитору пришлось написать «нормальный» трагический финал.
Балет «Ромео и Джульетта» пробивался на сцену с большим трудом. В 1936 году руководство Большого театра отменило премьеру, сочтя музыку Прокофьева «нетанцевальной». Первое представление состоялось в 1938 году в Чехословакии. В том же году балет согласился поставить Кировский театр (ныне Мариинский). И вновь композитора упрекали в «нетанцевальности», в отсутствии чёткого пульса. Музыка казалась поначалу неудобной даже великой балерине Галине Улановой, впоследствии лучшей исполнительнице партии Джульетты. От композитора требовали сочинить дополнительные номера до многоактного балета в духе произведений Минкуса и Чайковского. Оркестровку Прокофьева сочли слишком тихой и прозрачной. Композитор отказывался менять инструментовку, уверяя, что всё хорошо слышно из зала. В ответ на одной репетиций его посадили на сцене на кровать Джульетты, и только тогда Прокофьев понял, что некоторые места действительно слышны плохо.
В СССР балет был впервые поставлен в январе 1940 года. Но и эта премьера едва не сорвалась. В какой-то момент было даже принято решение «не давать спектакля во избежание конфуза». «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», — шутили в театре. Композитор был в отчаянии. Тем не менее, дирекция настояла и премьера состоялась. А сегодня «Ромео и Джульетта» считается одним из самых популярных балетов в мире.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.

Последние события

Ольга Любимова выступила на Всемирном форуме по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу с участием представителей 110 стран проходит в Баку. На слёте выступила глава Минкультуры России Ольга Любимова.

Якутский фильм «Чума» получил приз на фестивале goEast в Германии

Чёрно-белая драма якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Чума» удостоена награды Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на кинофестивале goEast, который прошёл в немецком Висбадене.

В театре «Сфера» отметят юбилеи писателей-фронтовиков

Творческий вечер, посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая в Театре «Сфера». Прозвучат стихи и песни писателей Астафьева, Окуджавы, Друниной, Васильева, столетие со дня рождения которых отмечают в мае.