«Плагиаты» Моцарта

Дата публикации: 21 апреля 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я могу усвоить почти любой род и стиль композиции и подражать им», — написал однажды Вольфганг Амадей Моцарт. И как прикажете это понимать? Мол, могу сымитировать абсолютно всё и вся и примерить парик любого понравившегося мне музыканта? Не слишком ли смелое заявление для 22-летнего виртуоза?
Не просто смелое, но и дерзкое. Однако Моцарт имел на это право, ибо сызмальства прекрасно усвоил творческие манеры самых разных авторов. Музыкальный слух великого зальцбуржца был невероятно цепким, и сложно даже приблизительно оценить колоссальный слуховой багаж, которым он обладал. Чем не преминул воспользоваться.
Отношение Моцарта к различным первоисточникам менялось на протяжение жизни. В детстве — это образцы для подражания и обучения, позднее — для переосмысления и проявления восхищения к подлинному автору, ещё позже — ради шутки или даже полемики. Вот лишь несколько примеров.
«Плагиаты» Моцарта
1791 год. Моцарт работает над последней в своей жизни оперой «Волшебная флейта». И, кажется, вспоминает дуэль десятилетней давности с пианистом Муцио Клементи. Из состязания Моцарт вышел победителем, убеждённым, что в музыке соперника «нет ни на крейцер чувства и вкуса». И вот десять лет спустя гений, словно шутя, берёт довольно-таки банальную тему из фортепианной сонаты Клементи и превращает её в музыкальное чудо «Волшебной флейты».
А теперь другой случай: почтение и уважение.
Более ста лет симфония из каталога Моцарта за номером 37 считалась и издавалась как авторская. И лишь в начале 20 века выяснилось, что «моцартовского» в симфонии — одно лишь вступление, а остальное — копия (с лёгкими изменениями) одной из симфоний другого знаменитого жителя Зальцбурга. Что называется, от Моцарта — Михаэлю Гайдну с любовью.
А вот и ещё один случай.
Молодой, но уже очень известный композитор-виртуоз Вольфганг Амадей в письме к руководителю Болонской академии и гуру европейской музыки Падре Мартини сообщает, что написал офферторий — то есть пьесу для церковной службы — «Милосердие Господа».Исполнение прошло на ура. Но позже выяснилось, что в основе — переработка хора зальцбургского композитора Иоганна Эрнста Эберлина «Господь благословил». Такова была практика времени: заимствование считалось делом благородным и полезным для творчества.
Что же касается хора Моцарта «Милосердие Господа», то здесь композитор оказался пророком. Ибо одна из тем — предвестник шедевра будущего. И вы его, конечно, узнали. Людвиг ван Бетховен. Финал Девятой симфонии. «Ода к радости». Seid umschlungen, Millionen! Обнимитесь, миллионы!

Последние события

Зрители запомнят Юрия Николаева

Ушёл из жизни телеведущий и актёр Юрий Николаев, известный по программам «Утренняя почта» и «Достояние республики». В декабре ему должно было исполниться 77 лет.

Михаил Швыдкой получил орден

Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.

РНО дал концерт в Абу-Даби

Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.

Поиск по сайту