Музыкальный паззл
Дата публикации: 31 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
У любого музыкального произведения есть своя лексика: звуки, слоги, слова, фразы, предложения. Получается настоящая «речь» — универсальный язык, не требующий перевода.
Но есть в музыке и интернациональные слова — мотивчики или ритмические фигуры, кочующие по нотным городам и весям и украшающие собой сочинения самых разных авторов, которые, возможно, ни о каком заимствовании и не думали. Но каждый раз из тех мотивов и ритмов складывали свои головоломки.
Это начало пьесы «Марс» из симфонической сюиты Густава Холста «Планеты». В заголовке автор пишет: «Марс: вестник войны», и это не случайно. Год создания — 1914, начинается Первая мировая. С самых первых тактов сюиты слушатель оказывается «на линии боевого соприкосновения»: неумолимый ритм струнных, играющих древком смычка — деревянной его частью, устрашающие кличи валторн и фаготов и неуклонное нарастание звучности. Мы воочию видим картину приближающегося боя.

А это музыка никак не связанная с Холстом, и появится она спустя 14 лет благодаря капризу широко известной в узких кругах актрисы (сомнительного таланта) и танцовщицы (ещё более сомнительных достижений). Благо дама, Ида Рубинштейн, финансово обеспечена и может себе позволить обратиться к прославленному Морису Равелю с просьбой написать для своего бенефиса «Болеро». Иде Рубинштейн нужно сказать спасибо: без её прихоти мир лишился бы одного из главных шедевров и символов XX века! Но из чего строится величественное здание под названием «Болеро»? Неторопливая витиеватая мелодия на фоне механического ритма малого барабана и то же, что у Холста, нарастание звучности оркестра.
Через десять лет после появления «Болеро» Равеля, 1 декабря 1938 года, на экраны выходит великий фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», запомнившийся не только эпичными съемками, но и музыкой Сергея Прокофьева. Центральная картина — «Ледовое побоище», оно же — «Скок свиньи». В чём музыкальная суть? Бездушный ритм непрекращающейся скачки и воинственные кличи крестоносцев: тевтонские рыцари движутся «с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков», — так говорил потрясённый музыкой Эйзенштейн. Стоит ли упоминать, что нечто похожее мы уже слышали у Холста и Равеля?
А теперь о том, кто сложил паззл. В сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович пишет первую часть Седьмой симфонии. Её середина — вновь эпизод нашествия, на этот раз немецко-фашистского. Конечно, Шостакович знал и «Болеро», и музыку Прокофьева. Он гениально воспользовался их находками и создал впечатляющую картину вражеского наступления. Великая сила искусства!
Последние события
Михаил Швыдкой получил орден
Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.
РНО дал концерт в Абу-Даби
Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.
Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве
Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.


