Звуковой «тирамису»

Дата публикации: 3 марта 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Музыка. Звучащее облако вокруг нас. Ну, или запутанный клубок нитей. Попробуем его размотать. Всё ли так сложно устроено?
Основной «строительный» материал в музыке — интервалы. Интервалы — это два звука, звучащие одновременно или последовательно, один за другим. Два одинаковых звука — прима, или в переводе с латинского — первая. Соседние звуки — секунда, или вторая. Далее следует терция. Легко можно догадаться, что это третья. Есть ещё другие интервалы, но мы остановимся на терции.
Терция — один из самых приятных слуху музыкальных интервалов, символ благозвучности, музыкальной мягкости, нежности, эдакий звуковой «тирамису». Многие композиторы делают ставку на эмоцию, которую слушателям приносит именно этот интервал.
Звуковой «тирамису»
Например, у Фридерика Шопена есть этюд, который все пианисты называют «терцовым». Терции в виртуозном произведении Шопена пианисты быстро-быстро, очень быстро играют пальцами правой руки. Чтобы это исполнить, нужна феноменальная техника. В результате мы слышим нежно-взволнованную музыку, в которой время от времени выплывают чуть плачущие мелодии: перед нами возникает картина «трепетной лани».
А вот другой пример использования терций. Зачастую из них получаются замечательные колыбельные.
Знаменитая «Колыбельная» Клары из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»: лейтмотив всей оперы, её символ, идея цикличности и конечности жизни — всё спрятано в этом номере. А мелодия построена на тех самых ласковых, убаюкивающих, но достаточно трагично звучащих терциях.
Совсем другая колыбельная из терций получилась у Иоганнеса Брамса. Брамс очень любил сладостные терцовые звучания, за что его прозвали «Королём терций». Один из самых поразительных вариантов использования этого интервала мы находим в Четвёртой симфонии Брамса. Казалось бы, ничего особенного, просто шагаем вниз по клавиатуре через клавишу, то есть по терциям.
Что же делает Брамс? Решение гениальное. Он раскидывает ноты на разную высоту, по разным октавам — и вырисовывается пленительной красоты тема — лиричная и взволнованная, как собственно Брамс и хотел: всё очень близко задушевному романсу, да ещё и с прелестным эффектом эха.
Теперь вы уже знаете о терциях кое-что. И можете начинать писать свою колыбельную. Или этюд. Или даже симфонию.

Последние события

Ольга Любимова выступила на Всемирном форуме по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу с участием представителей 110 стран проходит в Баку. На слёте выступила глава Минкультуры России Ольга Любимова.

Якутский фильм «Чума» получил приз на фестивале goEast в Германии

Чёрно-белая драма якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Чума» удостоена награды Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на кинофестивале goEast, который прошёл в немецком Висбадене.

В театре «Сфера» отметят юбилеи писателей-фронтовиков

Творческий вечер, посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая в Театре «Сфера». Прозвучат стихи и песни писателей Астафьева, Окуджавы, Друниной, Васильева, столетие со дня рождения которых отмечают в мае.