Джузеппе Верди и его «Сила судьбы»

Дата публикации: 3 марта 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В ноябре 1862 года в петербургском Мариинском театре прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы», заказанной итальянскому композитору дирекцией императорских театров. Драматическая коллизия, легшая в основу нового сочинения Верди, призвана была убедить зрителя в предопределенности человеческой судьбы, отчаянное сопротивление которой способно лишь усилить людские страдания и доставить несчастье тем, кто берет на себя смелось противостоять роковому стечению обстоятельств. Герои оперы живут в XVIII веке, сюжет либретто разворачивается в Испании и Италии. Донна Леонора и дон Альваро любят друг друга, но принадлежат к разным социальным сословиям. И потому им не суждено жить долго и счастливо: нелепая смерть отца девушки, противника их брака, и является тем фатумом, что разлучает влюбленных навсегда.
Джузеппе Верди и его «Сила судьбы»
Литературным мотивом оперы стала пьеса Анхеля де Сааведры «Дон Альвар, или Сила судьбы», поставленная в Милане еще в 1835 году. Автором либретто стал Франческо Пьяве, известный итальянский литератор и режиссёр. С Верди они плодотворно сотрудничали — Пьяве написал либретто для десяти его опер. Можно сказать, что у великого композитора был свой личный либреттист. Мировая премьера оперы «Сила судьбы» в Мариинском театре в 1862 году вызвала немало споров среди театральных критиков, предъявлявших претензии и к музыке, и к сложной драматургии спектакля, и к мрачному финалу, когда погибали все его главные герои. Верди взялся за вторую редакцию оперы, для чего пришлось переделывать и либретто. Новым либреттистом стал Антонио Гисланцони. Он известен тем, что за свою жизнь создал более восьмидесяти либретто для разных композиторов. Внес свою лепту в переработку литературного текста «Силы судьбы» и Верди. Теперь в финале оперы погибали не все. В частности, композитор и либреттист оставили в живых дона Альваро. Правда, непонятно, зачем, ибо на его глазах возлюбленная Леонора умирала. Тем не менее, именно в таком виде опера «Сила судьбы» с громким успехом была поставлена в миланском театре «Ла Скала» в 1869 году.

Последние события

Валерий Гергиев принимает поздравления

Президент РФ Владимир Путин поздравил с днём рождения руководителя Мариинского и Большого театров Валерия Гергиева, отметив вклад маэстро в воспитание одарённой молодёжи.

Претенденты на «Молодость»

Подведены итоги приёма заявок в новой номинации литературной премии «Ясная Поляна» — «Молодость». В ней представлены произведения, раскрывающие тему взросления в современном мире.

Жемчужины русской и вьетнамской музыки

Премьера двух сочинений Рашида Калимуллина — «Московские истории» и «Путешествие Аладдина» — состоится 6 мая в Большом зале Московской консерватории в рамках авторского вечера композитора.