Несыгранная роль Шаляпина

Дата публикации: 10 мая 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижера в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Премьера состоялась 11 января 1906 года под управлением автора. Тогда же была сделана серия фотографий исполнителей главных партий «Скупого рыцаря» вместе с дирижёром. Одна из этих фотографий хранится в фондах Музея музыки.
Трое главных героев сфотографированы в театральных костюмах и гриме: Антон Боначич (Альбер), Георгий Бакланов (Барон), Иван Грызунов (Герцог). В центре во фраке Сергей Рахманинов.
Несыгранная роль Шаляпина
Потрясающий грим превращает Бакланова-Барона в отвратительного старика. Георгий Бакланов, латыш по отцу, учился в Киеве — сначала на юридическом факультете университета, затем в музыкальном училище. Обладатель сильного и красивого баритона, Бакланов совершенствовал своё мастерство в Петербурге, а потом в Италии. Его оперный дебют состоялся в 1903 году в партии Демона в опере Антона Рубинштейна. Партия Барона в опере Рахманинова — это одна из вершин карьеры певца
Однако по замыслу Рахманинова заглавную партию в «Скупом рыцаре» должен был исполнять другой артист. Обратимся к воспоминаниям композитора. «Побудил меня написать эту оперу Шаляпин. Можно легко вообразить себе, насколько возбудил драматическое начало в Шаляпине характер старого барона, удаляющегося в мрачные глубины подвала поклоняться своим несметным богатствам. Я написал оперу для него». Рахманинов также предназначал для Шаляпина роль Малатесты во второй своей опере «Франческа да Римини». Однако знаменитый певец, вначале с энтузиазмом принявший предложение Рахманинова, не спешил с разучиванием партий, а затем и вовсе отказался их исполнять. Он заявил, что партия Барона по характеру инструментальна и не предназначена для пения. Этим он больно обидел Рахманинова. Чтобы спасти постановку, дирижер Альтани предложил композитору прослушать молодого певца Бакланова, недавно принятого в Большой театр. Тот с воодушевлением взялся за обе партии и выучил их в короткое время. «В партии Скупого, — вспоминал Рахманинов, — он был поразителен».
Пианист Александр Гольденвейзер, отдавая дань гению Шаляпина, отзывался о нем следующим образом: «К сожалению, Шаляпин был ленив. Он не любил готовить новые оперы и учить новые вокальные произведения. Это тем более обидно, что по своей одаренности он схватывал все с необыкновенной быстротой и, конечно, мог бы значительно расширить свой репертуар».
Шаляпин дважды исполнил монолог Барона — один раз в концерте, другой — в музыкальном собрании на квартире Римского-Корсакова. Но опера Рахманинова в его репертуар не вошла.
Ценные фотодокументы — это достояние нашей культуры.
Н. Тартаковская

Последние события

Конкурс имени Таривердиева подвёл итоги

Первое место на конкурсе органистов имени Таривердиева занял музыкант из Южной Кореи Сунхён Пак. Представитель этой страны впервые за всю 26-летнюю историю смотра стал победителем состязания.

Основателей Камерного театра увековечат

Памятник основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен может появится на Тверском бульваре в Москве до конца 2025 года, сообщил Евгений Писарев, худрук столичного Театра Пушкина.

«Голос народа» прозвучит в «Мастерской 12»

«Голос народа» — так называется второй концерт московского этапа Всероссийского фестиваля «Современная музыкальная карта России». Вечер пройдёт 9 сентября в Большом зале «Мастерской 12».

Поиск по сайту