Загадка Крейслера

Дата публикации: 2 марта 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Считается, что любая красивая мелодия непременно должна быть изысканной, прихотливой, быть может, даже сложной.
Но это не так. Порой совсем наоборот: запоминаются и становятся хитами мелодии простейшей конструкции, но с «изюминкой». Раскроем секрет одной из таких
Любая мелодия состоит из интервалов. Прямо как дом из кирпичиков. Интервалы — это два звука, которые звучат одновременно или последовательно — один за другим. У каждого интервала есть название. Например, один и тот же звук, сыгранный или спетый дважды, называется примой. Или, в переводе с латинского на русский — первая. Два соседних звука — секунда, или вторая. Далее следуют терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Это мы сейчас досчитали до восьми. Так вот принято думать, что в красивой мелодии должно быть много разных интервалов — чем больше, тем лучше.
Но оказывается, хит можно написать и с помощью минимального набора из кварт, квинт и октав. Вот вам пример.
Загадка Крейслера
То, что сейчас звучит, — знаменитая тема. Её настоящий сочинитель приписал некогда авторство другому человеку, старинному композитору. Фриц Крейслер, «Прелюдия в стиле Пуньяни». Выразительная, экспрессивная, скрипачи её обожают за невероятный размах смычка и эмоциональность. А из чего состоит эта запоминающаяся мелодия? Из самого простейшего набора интервалов — кварт, квинт и октав.
Если мы — да простит нас Фриц Крейслер — возьмём и сложим эти интервалы в одну кучку, то есть сыграем в одной октаве, то уже никто и никогда не узнает мелодию.
Правда, не похоже? Я бы даже сказала, и на музыку-то не похоже. В чём же дело? Как пела героиня любимой новогодней советской комедии, «Должна быть в женщине какая-то загадка». Так же и с музыкой. Загадка темы, её та самая «изюминка» — в гениальном решении Крейслера раскидать простейшие звуки по разным этажам-октавам — словно стряхнуть с композиторской руки и просто рассыпать. При поддержке аккордов — с большим намёком на страсть и даже трагизм — всё это приводит к невероятному результату: мелодия, элементарная в своей основе, стала одной из самых популярных в мире.

Последние события

Башмет оценил новые правила

Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».

Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ

Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.

В джазе только куклы

В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.