Тёмная история светлой мелодии

Дата публикации: 17 февраля 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
О венецианском барочном композиторе Алессандро Марчелло всякий любитель музыки хоть раз да слышал. Правда, сочинять не входило в его обязанности. Его главные занятия — математика, философия и поэзия. А музыка была простым увлечением.
Впрочем, нужно отдать должное его «дилетантизму»: хорош дилетант, если смог войти в число самых известных музыкантов эпохи! Сольные кантаты, скрипичные сонаты и инструментальные концерты для разных солирующих инструментов — таков в общих чертах творческий портрет Алессандро Марчелло. Но потомкам он запомнился исключительно как автор только одного шедевра — Концерта для гобоя с оркестром ре минор.
Средняя часть концерта Марчелло — музыка невероятной красоты. Она впечатлила органиста и композитора, жившего в Веймаре и очень интересующегося современной ему итальянской музыкой. Зовут этого музыканта Иоганн Себастьян Бах. В один прекрасный момент он, делая транскрипции для клавира скрипичных концертов Вивальди, натыкается на текст Концерта Марчелло. Каким образом у Баха оказались эти ноты, история умалчивает.
Тёмная история светлой мелодии
Любопытный факт: при жизни Баха законов об охране авторских прав не существовало. Любой «приблудившийся мотивчик» легко можно было считать своим и делать с ним всё, что угодно, не спрашивая разрешений ни у автора, ни у его наследников.
На дворе 1713 год. И вот стоит Бах с нотами Марчелло в руках и решает: фортепианной транскрипции быть!
А дальше начинается детектив длиною в триста лет.
На одной из сохранившихся копий обработки Адажио указаны лишь три буквы — И.С.Б., то есть инициалы Иоганна Себастьяна Баха, ссылка на первоисточник отсутствует. На другом экземпляре написано «Марчелло». «Какой такой Марчелло?» — подумают потомки и авторство оригинала — Концерта для гобоя с оркестром — припишут не Алессандро, а его брату тоже композитору и венецианскому государственному деятелю Бенедетто Марчелло.
Истина же откроется лишь в XX веке. Факт в том, что именно клавирная версия Баха сделала популярными и само адажио Марчелло, и весь концерт. И сегодня в афишах легко соседствуют как оркестровый оригинал, так и обработка Баха.
На этом можно было бы поставить точку, но у истории есть продолжение.
Конец 60-х прошлого столетия. Рим. В такси едет молодой композитор Эннио Морриконе. По радио он слышит мелодию Марчелло. Морриконе впечатляется и пишет музыку, которая потом зазвучит во многих фильмах, но мы её знаем благодаря пронзительным финальным кадрам культовой картины «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо. Так спустя несколько столетий старинный шедевр получил новую жизнь… Эннио Морриконе. Chi mai.

Последние события

Молодые голоса Зальцбурга

Зальцбургский фестиваль объявил имена участников проекта «Молодые певцы». Из более чем 700 кандидатов были отобраны 16 человек, среди них трое россиян.

Определились финалисты сибирского этнофестиваля

Более 50 музыкальных коллективов приедут в Красноярский край для участия в конкурсной программе XX Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири».

«Маленький домик, русская печка…»

Кассовые сборы фильма «Летучий корабль», снятого по одноимённому мультфильму, превысили 1 миллиард рублей в российском прокате.