Соль для звука

Дата публикации: 2 декабря 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сыпать соль на раны», «насыпать соли на хвост» — ясное дело, что такое ничем хорошим не кончится. А вот если сыпать соль на маримбу, вернее на её клавиши, то результат ожидается только положительный и проверен он столетиями. По крайней мере, так считает артист группы ударных Симфонического оркестра радио «Орфей» Владимир Терехов. А он не только музыкант, но и мастер по ремонту и изготовлению этих инструментов.
Владимир Терехов: Клавиша просверлена в двух местах, и сквозь неё протянута веревка в современной маримбе. То есть клавиша не лежит на лагах, она подвешена на веревке. Так вот эти отверстия сверлятся не в «хаотичном» месте, они сверлятся в том месте, где клавиша не колеблется. Самый древний способ эти места определить называется «метод соли». Клавишу помещают на мягкое основание, типа поролона, на неё в двух местах насыпают соль. И потихоньку бьют по центру клавиши. И соль собирается в тех местах, где клавиша не колеблется. Как правило, это такие две полоски, две линейки. И именно там нужно сверлить клавишу, потому что там абсолютно мертвые точки, где клавиша не звучит.
Соль для звука
Материал для клавиш — экзотическая древесина палисандра или падука, сочетающая оптимальную плотность и износостойкость. В ход идет также келон, который по своей структуре близок к стекловолокну. Деревянные инструменты чувствительны к воздействию температуры и влажности. Если они повышенные или пониженные маримба начинает терять строй — меняется структура, меняется масса клавиш. Но голоса келонового и деревянного инструмента отличаются принципиально.
А само звучание рождают палочки-колотушки.
Владимир Терехов: Палочка самая простая имеет деревянную ручку, на конце её резиновый шарик, и он просто обмотан ниткой. В основном это шерсть или хлопок, или синтетическая пряжа. Материал нити тоже очень сильно влияет на звучание.
Соль для звука
Ручка может быть сделана из берёзы, дуба или ясеня. Но лучший материал для неё — ротанг, он обеспечивает более объёмное, более глубокое звучание.
На маримбе можно играть также смычками от контрабаса или виолончели. Этот инструмент позволяет делать и такое. Он хорошо сочетается с флейтой в низком или в среднем регистрах, или с виолончелью. Недаром в репертуаре произведений для маримбы есть переложение виолончельных сюит Баха.
Из области массовой этнической музыкальной культуры маримба поднялась в сферу академического искусства. Но все же её и сейчас воспринимают как нечто «заморское», дающее музыке «соль и перец», не свойственные европейской культуре. Хотя такая приправа позволяет значительно расширить возможности музыкальной «кухни».

Последние события

Не стало Павла Карманова

Умер композитор Павел Карманов, ему было 54 года. Об этом сообщили в Союзе композиторов России.

Башмет оценил новые правила

Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».

Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ

Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.