Вагнер в России
Дата публикации: 7 сентября 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1995 году в коллекцию писем Музея музыки поступил ценный документ — записка Рихарда Вагнера. Она написана на небольшом листке бумаги на немецком языке. Документ сохранился плохо — ветхий листок пожелтел и разорван по сгибу. Записка адресована Иосифу Яковлевичу Сетову и судя по ее содержанию, написана в 1863 году. Сетов, настоящая фамилия которого — Сетгофер — венгр по происхождению, оперный певец, режиссёр и антрепренёр. В 1863 году он выступал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Тогда же состоялось и его знакомство с Рихардом Вагнером.

Знаменитый композитор приехал в Россию по приглашению Филармонического общества — продирижировать двумя концертами из собственных сочинений. Гонорар был предложен просто фантастический — две тысячи рублей, по тысяче за концерт, и композитор немедленно ответил телеграммой: «Прибываю 22 февраля». В Санкт-Петербурге и Москве Вагнер дал в итоге не два запланированных концерта, а целых девять и исполнил 24 фрагмента из семи своих опер, а также пять симфоний Бетховена. Необычная манера дирижирования поразила слушателей: впервые они увидели дирижёра, стоящего лицом к оркестру и спиной к залу.
Исполнение музыки Вагнера — всегда испытание для вокалистов. Русским певцам, мало знакомым со стилем немецкого мастера, пришлось нелегко. Голос Иосифа Сетова показался композитору тусклым. Московский певец Владиславлев раздражал маэстро вызывающим видом — он явился на репетицию в красной рубашке. Кроме того, ему написали текст русскими буквами — поскольку Владиславлев не владел немецким.
Тем не менее, Вагнер оценил восторженный приём русских поклонников и не скупился на выражение благодарности. Вернувшись в Германию, он с восторгом демонстрировал своим друзьям гонорар — саквояж, набитый золотыми монетами, говоря: «Вот что такое Россия!».
Содержание записки Вагнера Иосифу Сетову, на первый взгляд, незначительно — композитор спрашивает, может ли он встретиться с ним после обеда у себя дома. Тем не менее, в биографии Вагнера важен каждый документ. А для коллекции Музея музыки, в которой хранятся всего два письма Вагнера, этот автограф ценен вдвойне.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)
Последние события
Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой
Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.
Новый сезон в Капелле
Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.
Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки
Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.