Сергей Василенко «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре»

Дата публикации: 17 декабря 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1901 году Сергей Василенко окончил Московскую консерваторию по классу композиции. По правилам выпускники должны были представить на экзамен кантату или оперу на заданное либретто — вспомним Сергея Рахманинова и его оперу «Алеко». Но в 1901 году директор консерватории Василий Сафонов ввел новшество — будущим композиторам предоставлялось право самим выбирать либретто. И выбор Василенко пал на сюжет из русских летописей о граде Китеже. Во время татарского набега город вместе с жителями чудесным образом погрузился в воды озера Светояр и был спасен от врагов.
Интерес Василенко к древней легенде был неслучаен. Посещая курс истории церковного пения в России, который вел профессор Сергей Васильевич Смоленский, он увлекся старинными церковными напевами, посещал службы в старообрядческих церквях, изучал крюковые записи богослужебных мелодий. Конечно, профессор Смоленский очень обрадовался, узнав о теме будущего сочинения. Друзья помогали композитору сочинять либретто, находить музыкальный материал.
Сергей Василенко «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре»
В мае 1901 года опера-кантата была закончена — 300 страниц партитуры и переложение для двух роялей. В этом переложении «Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светояре» и было исполнено на выпускном экзамене. Первую партию играл пианист Александр Гольденвейзер, вторую — автор. После прослушивания должно было состояться закрытое обсуждение, но директор Сафонов объявил: «У нас не может быть совещания. Мы прослушали произведение крупного мастера, произведение мирового масштаба». Василенко получил диплом 1-й степени и золотую медаль. В следующем 1902 году кантата была с успехом исполнена под управлением Василия Сафонова, а еще через год поставлена в виде оперы на сцене Солодовниковского театра. Эскизы декораций написал художник Апполинарий Васнецов. Два эскиза — «площадь в Китеже» и «озеро Светояр» — Василенко приобрел, и теперь они, как и весь архив композитора, находятся в Музее музыки. Здесь же хранится и авторская рукопись оперы-кантаты.
А как же гораздо более известная опера Римского-Корсакова? Замысел «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» возник у композитора в том же 1901 году — две оперы на один и тот же сюжет сочинялись практически одновременно. Встретившись с Сергеем Василенко в Москве, Николай Андреевич признался: «Это совпадение меня беспокоило в том смысле, что бы вы что-нибудь не подумали». Но трактовка сюжета оказалась совсем разной. Так, Римский-Корсаков развил сюжетную любовную линию Февронии и Всеволода (в опере-кантате Василенко они вовсе не имеют имен — Княжич и Невеста Княжича). И главное — Китеж у Римского-Корсакова не погрузился в озеро Светояр на глазах у татар, а исчез, растворившись в волшебном тумане.
Опера Римского-Корсакова была поставлена в 1907 году, с тех пор она не сходит с оперных сцен. А «Китеж» Сергея Василенко — что ж, он остался в истории музыки как еще одна трактовка великолепного сюжета.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние события

Кульминация юбилея Шнитке

90-летие со дня рождения композитора Альфреда Шнитке отмечают в воскресенье в России памятными концертами, музыкальными фестивалями и показами фильмов.

Лауреаты «Золотого витязя»

Имена лауреатов театрального фестиваля огласит форум «Золотой витязь». Церемония награждения пройдёт в сопровождении Академического оркестра русских народных инструментов имени Некрасова.

Шедевр русской оперы в «Зарядье»

Московский государственный симфонический оркестр, Академический большой хор «Мастера хорового пения» и звёзды ведущих театров приглашают в «Зарядье» послушать «Евгения Онегина».