Первая Чио-чио-сан в России

Дата публикации: 3 сентября 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится архив известного режиссёра музыкального театра Владимира Алексеева, старшего брата Константина Сергеевича Станиславского. Среди документов архива много материалов, посвященных первой постановке оперы «Чио-чио-сан» в России. Это программы спектаклей, фотографии исполнителей главных партий, рецензии. Дело в том, что Владимир Сергеевич вскоре после постановки оперы в Италии перевел ее либретто на русский язык. В январе 1911 года он, совместно с Петром Олениным поставил «Чио-чио-сан» на сцене Оперного театра Зимина. Во всех рецензиях на спектакль наибольшее внимание уделялось певице Вере Владимировне Люце, исполнившей партию главной героини.
Рецензент «Московских ведомостей» Юлий Энгель писал: «Заглавную партию поет г-жа Люце, которой приходится выносить большую часть оперы на своих плечах, ибо Чио-чио-сан не только главное, но, в сущности, почти единственное действующее лицо в опере. Привлекает не только голос певицы, но и общий вдумчивый характер передачи. И какое живое лицо ее Баттерфляй — женщины любящей, верящей, отчаивающейся!»
Первая Чио-чио-сан в России
Ему вторил Георгий Конюс: «В лице Веры Люце героиня трагедии нашла себе во всех отношениях очень подходящую исполнительницу. Принимая во внимание трудность этой партии (Чио-чио-сан является средоточием внимания в течение всего представления), нельзя не радоваться шумному успеху талантливой артистки». Николай Вильде из газеты «Новое время» считал эту роль певицы лучшей в ее репертуаре и отметил ее яркий драматический талант.
Вера Владимировна Люце училась вокальному искусству у своей матери — певицы Софьи Конарской. В 1902 году она дебютировала на сцене Варшавской оперы, где проработала четыре года. Под именем Вера де Люце певица выступала в театрах Польши, Галиции, Италии. В 1907–1913 годах она была солисткой московской Оперы Сергея Зимина. Первые же ее выступления в партии Розины в опере Россини «Севильский цирюльник» получили восторженную оценку в прессе. «Г-жа Люце — блестящая колоратурная певица… Красивый, сочный нижний регистр, середина ровная, но матовая, верхи чистые… по школе, технике, музыкальности г-жа Люце крупная величина» — писал рецензент газеты «Раннее утро».
В обширном репертуаре певицы такие партии, как Антонида в опере Глинки, Шемаханская царица, Снегурочка и Марфа в операх Римского-Корсакова, Джильда и Виолетта в операх Верди, Мими в «Богеме» Пуччини, Норма в одноименной опере Беллини.
К сожалению, о вокальном искусстве Веры Владимировны мы можем судить лишь по двум сохранившимся в Музее музыки записям фирмы «Зонофон Рекорд». Это ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и Вариации Генриха Проха. Но и они дают представление о «голосе редкой красоты», каким обладала первая Чио-чио-сан в России.
Ценные документы — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние события

Корейская культурная волна

Двухдневный саммит АТЭС открылся в южнокорейском Кёнджу. Помимо экономических событий запланирована большая культурная программа, основанная на таком явлении как корейская культурная волна халлю.

Дмитрию Бертману 58!

Сегодня день рождения отмечает народный артист России Дмитрий Бертман! Президенту театра «Геликон-Опера», режиссёру-постановщику исполняется 58 лет.

Выставка и гастрономический оммаж

Бахрушинский музей 30 октября открыл выставку «Плисецкая. Полюс магии» в гостинице «Балчуг Кемпински Москва». Ресторан отеля подготовил специальное меню к 100-летию со дня рождения балерины.

Поиск по сайту