«Великолепная пятерка». Выпуск четвёртый

Дата публикации: 7 декабря 2019

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.

Бах всему голова; Солнечный и свободный симфоджаз — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск четвёртый
Йозеф Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром No. 1, I часть. Кристоф Круазе (виолончель), камерный оркестр «Молодые солисты Евразии», Шернияз Мусахан (дирижёр)(открывается в новом окне)
Нет музыки более жизнеутверждающей, чем произведения венских классиков. Вот включишь с утра пораньше Allegro из сонаты Моцарта, и день проходит легко и бодро. Сегодня мы будем слушать Allegro, но не из сонаты, а из виолончельного концерта, и не Вольфганга Амадея, а его старшего коллеги, которого справедливо называют отцом симфонии и струнного квартета, Йозефа Гайдна(открывается в новом окне).
В нашей программе прозвучит финал его Первого виолончельного концерта в исполнении молодого музыканта Кристофа Круазе (Christoph Croisé), который дебютировал в Карнеги-холле в 17-летнем возрасте.
Кристоф Круазе: «Это важное произведение для всех виолончелистов, оно даёт возможность играть с оркестром. Мне близка музыка Гайдна. Я полюбил её с 20-ти лет и до сих пор считаю жизнерадостной. Это утренняя музыка, она вызывает улыбку. Мне хотелось через неё рассказать собственную историю».
Первый виолончельный концерт до-мажор Гайдн начал сочинять сразу после женитьбы на Марии-Анне Келлер, дочери парикмахера, которая не только не поддерживала мужа в творчестве, но и использовала его партитуры в качестве подставок для паштета. Через год после свадьбы Гайдн поступил на службу капельмейстером к князю Эстерхази. Возможно, поэтому композитор не мог закончить свой первый виолончельный концерт целых пять лет — не было времени и поддержки.
Иоганн Себастьян Бах. Увертюра во французском стиле, VIII часть «Эхо». Нильс Андерс Мортенсен (фортепиано)(открывается в новом окне)
Иоганн Себастьян Бах(открывается в новом окне) любил сочинять для клавира. Еще больше он любил сочинять для клавира танцевальные циклы — сюиты. У Баха есть сборники Французских и Английских сюит, но есть и восьмичастная Увертюра во французском стиле. Необычна она во многом. Например, в финале Бах вместо традиционной жиги использует вообще нетанцевальную пьесу. Называется она «Эхо». Это не звукоподражание лесному или горному эху, а очень драматическое произведение, построенное на контрастах.
Финал Увертюры во французском стиле прозвучит в исполнении норвежского пианиста, ученика Татьяны Николаевой, Нильса Андерса Мортенсена (Nils Anders Mortensen), который в этом году на лейбле LAWO(открывается в новом окне) записал диск с клавирными циклами Баха.
Нильс Андерс Мортенсен: «Привет всем российским любителям музыки. Надеюсь, моя запись вам понравится. Когда я был ребёнком, то много слушал музыку Шопена, Рахманинова, Прокофьева. Я обожаю этих композиторов! Но еще в детстве я понял, что есть гений номер один. Это Иоганн Себастьян Бах. При записи альбома самое сложное было решить, в какую сторону пойти: к историческому исполнительству или романтике. Решил попробовать найти баланс между этими гранями, соединить их».
«Великолепная пятерка». Выпуск четвёртый
Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент Ми-бемоль мажор К. 563, V часть «Менуэт». Трио «Эссенс»(открывается в новом окне)
Следующая новинка нашего эфира — сочинение Моцарта(открывается в новом окне), Менуэт из Струнного дивертисмента ми-бемоль мажор. Говорят, со Струнным дивертисментом ми-бемоль мажор (или, как его ещё называют Струнным трио) связана почти детективная история. Оригинальная партитура исчезла. И её восстанавливали по отдельным записям уже после смерти Вольфганга Амадея.
Менуэт из Струнного дивертисмента мы послушаем в исполнении трио «Эссенс» (Ssence trio). Оно появилось пять лет назад и сразу уверенно заявило о себе. Первый же диск с музыкой Бетховена получил премию журнала Pizzicato(открывается в новом окне), а в прошлом году был номинирован на премию ICMA.(открывается в новом окне) Руководит ансамблем скрипач Сольве Сигерланд (Solve Sigerland):
Сольве Сигерланд: «Здравствуйте! Это небольшое приветствие для слушателей радио „Орфей“ от трио „Эссенс“. Смело скажу, что у всех музыкантов нашего ансамбля большой опыт игры произведений Моцарта. На этом диске мы хотели найти и постараться передать атмосферу его музыки. Для меня, это сочетание блеска и тепла. Конечно, исполнение сочинений Моцарта — вызов для любого музыканта, поскольку далеко не каждый из нас настолько гениален как Вольфганг Амадей».
«Великолепная пятерка». Выпуск четвёртый
Роберт Шуман. Трио «Сказки», I часть. Камерный ансамбль филармонии Осло(открывается в новом окне)
Продолжаем путешествовать по камерно-инструментальному творчеству, и на очереди у нас первая часть из трио «Сказки». Трио «Сказки», или как его ещё называют «Сказочные повествования», Роберт Шуман(открывается в новом окне) написал в конце жизни, с которой сразу после этого решил свести счёты, бросившись в воды Рейна. Клара Шуман(открывается в новом окне) писала в своем дневнике:
«Сегодня Роберт закончил четыре пьесы для фортепиано, кларнета и альта и был безмерно счастлив. Он считает такое сочетание очень романтичным».
У трех частей «Сказок» в подзаголовке значится «оживлённо». Первая часть переносит нас в дивный сказочный лес, где случаются странные вещи, а инструменты играют друг с другом.Трио «Сказки» для кларнета, альта и фортепиано звучит в исполнении Камерного ансамбля филармонии Осло (Oslo philharmonic chamber group) — дебютанта нашего эфира.
«Великолепная пятерка». Выпуск четвёртый
Анатолий Кальварский. «Солнечная». Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Мурад Аннамамедов (дирижёр)(открывается в новом окне)
Финальный трек сегодняшнего выпуска — особенный для нашей радиостанции. Чтобы записать эту замечательную, светлую музыку команда «Орфея» ездила(открывается в новом окне) в Ярославль. Там в филармонии в начале лета уходящего года состоялся «Вечер в стиле симфоджаза», посвящённый 85-летию Анатолия Кальварского(открывается в новом окне). Сочинения композитора исполнил Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова(открывается в новом окне). Эфир «Орфея» согреет пьеса, которая называется «Солнечная». Видеоверсию концерта можно посмотреть на нашем YouTube-канале.(открывается в новом окне) Там же есть и интервью с солнечным человеком, корифеем отечественного симфоджаза — Анатолием Владимировичем Кальварским.
Анатолий Кальварский: «Я очень долго силился понять, что такое симфоджаз. В моём понимании симфоджаз — это сочинение, написанное с использованием элементов симфонического развития (скажем, формообразования) и особенностей, присущих тому или иному джазовому направлению. Я думаю, что прежде всего симфоджаз отличает позитивное начало, присутствие мажорных тональностей. В общем, чувство свободы, искренности и позитива — вот три основополагающих признака, которые определяют симфоджаз».

Последние события

Три хора на одной сцене

Второй концерт Осеннего хорового фестиваля прошёл в Большом зале Московской консерватории. Театр «Новая опера» имени Колобова представил ораторию Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками».

Три лика Стравинского

Концерт, посвящённый музыке Игоря Стравинского, пройдёт на Исторической сцене Большого театра 25 сентября. В программе — музыка к балетам «Жар-птица» и «Свадебка», а также из оперы «Царь Эдип».

«Онегин» Прокофьева

Большой фестиваль Российского национального оркестра завершится 26 сентября в Московской филармонии. В программе заключительного вечера — театрально-симфоническая фантазия «Онегин. Сквозь время».

Поиск по сайту