ПИАНИСТКА
Дата публикации: 18 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот фильм невозможно обойти стороной, хотя отношение к нему может быть разным. В «Пианистке» радикального режиссёра Ханеке музыка — это дверь в самые интимные сферы, проявитель комплексов и тайных желаний. — Фильм поставлен по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек, которая исследует отношения между мужчинами и женщинами, находя драматические причины непонимания и ошибок, ведущих к неисправимым последствиям. Эрика — преуспевающий профессор Венской консерватории. На занятиях она держит себя холодно и высокомерно. Но это высокомерие — фасад, за который лучше и не заглядывать. Когда в неё влюбляется ее будущий ученик, она шокирует его своими представлениями о близости.
«Эрика — не извращенка, не монстр, — считает Изабель Юппер, сыгравшая эту роль. — Эрика — взрослая женщина и одновременно девочка, подавленная своей матерью: перефразированная тема бергмановской „Осенней сонаты““.

Главные композиторы ее жизни — Шуберт и Шуман, это выход всей ее скрытой энергии. Поэтому она так болезненно относится к тому, что шубертовские вещи оказываются буквально «в руках» других. Лид из цикла «Зимний путь» в исполнении зажатой и нескладной ученицы толкает героиню на подлый поступок, она тайно насыпает ей в карман битого стекла. «Оставьте в покое Шуберта», — с досадой говорит Эрика влюбленному Вальтеру, когда тот смог пройти конкурс и попасть в ее класс.
Главный разговор с молодым человеком тоже происходит на фоне Шуберта, во время работы над 20-й сонатой. «Стойте, вы не обращаете внимание на пометы. Исполнительские обозначения у Шуберта — это переход от крика к шепоту. Стихийность — не ваш конек, — говорит она обескураженному повесе, приоткрывая ему себя. — Шуберт был не красавец. Вы это знаете? Вы со своей внешностью даже не понимаете, в какую пропасть падаете…»
Актриса Изабель Юппер считает, что героиня любит ворвавшегося в ее жизнь красавца, но выразить свои чувства в доступной ему форме не может. Он в свою очередь не понимает ее. Стихийность романтизма — это тот мир, в котором до сих пор Эрика находила себя. Но с появлением Вальтера выяснилось, что жизнь и искусство устроены совершенно по-разному. Поэтому она теряет точку опоры, а он не в состоянии ей в чем-то помочь. Финал может быть только жестоким.
И еще один важный момент. Картина Ханеке «Пианистка», кажется открывает дорогу интеллектуальной дискуссии о роли музыки в гендерной теме. Недавний фильм «Тар» о властной женщине-дирижере, оставляющей за собой череду жертв, явно сделан с оглядкой на успех «Пианистки». Такую ли он оставит о себе память, это другой вопрос.
Пианистка, Михаэль Ханеке, 2001 г.
Последние события
На Красной площади наградили юных чтецов
На Книжном фестивале «Красная площадь» наградили лауреатов конкурса юных чтецов «Живая классика». Ими стали школьники в возрасте от 10 до 17 лет.
Современные мультсериалы переведут на жестовый язык
Союзмультфильм переведёт часть современных мультсериалов на русский жестовый язык. Так, в список войдут ленты «Монсики», «Тайны медовой долины», а также новые серии «Простоквашино».
В Минкультуры России рассказали о поддержке арктических культурных площадок
Минкультуры России планирует оснастить инструментами и литературой 17 детских школ искусств и колледжей в Арктической зоне. Современное оборудование также установят в 8 театрах.