ПИАНИСТКА
Дата публикации: 18 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот фильм невозможно обойти стороной, хотя отношение к нему может быть разным. В «Пианистке» радикального режиссёра Ханеке музыка — это дверь в самые интимные сферы, проявитель комплексов и тайных желаний. — Фильм поставлен по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек, которая исследует отношения между мужчинами и женщинами, находя драматические причины непонимания и ошибок, ведущих к неисправимым последствиям. Эрика — преуспевающий профессор Венской консерватории. На занятиях она держит себя холодно и высокомерно. Но это высокомерие — фасад, за который лучше и не заглядывать. Когда в неё влюбляется ее будущий ученик, она шокирует его своими представлениями о близости.
«Эрика — не извращенка, не монстр, — считает Изабель Юппер, сыгравшая эту роль. — Эрика — взрослая женщина и одновременно девочка, подавленная своей матерью: перефразированная тема бергмановской „Осенней сонаты““.
Главные композиторы ее жизни — Шуберт и Шуман, это выход всей ее скрытой энергии. Поэтому она так болезненно относится к тому, что шубертовские вещи оказываются буквально «в руках» других. Лид из цикла «Зимний путь» в исполнении зажатой и нескладной ученицы толкает героиню на подлый поступок, она тайно насыпает ей в карман битого стекла. «Оставьте в покое Шуберта», — с досадой говорит Эрика влюбленному Вальтеру, когда тот смог пройти конкурс и попасть в ее класс.
Главный разговор с молодым человеком тоже происходит на фоне Шуберта, во время работы над 20-й сонатой. «Стойте, вы не обращаете внимание на пометы. Исполнительские обозначения у Шуберта — это переход от крика к шепоту. Стихийность — не ваш конек, — говорит она обескураженному повесе, приоткрывая ему себя. — Шуберт был не красавец. Вы это знаете? Вы со своей внешностью даже не понимаете, в какую пропасть падаете…»
Актриса Изабель Юппер считает, что героиня любит ворвавшегося в ее жизнь красавца, но выразить свои чувства в доступной ему форме не может. Он в свою очередь не понимает ее. Стихийность романтизма — это тот мир, в котором до сих пор Эрика находила себя. Но с появлением Вальтера выяснилось, что жизнь и искусство устроены совершенно по-разному. Поэтому она теряет точку опоры, а он не в состоянии ей в чем-то помочь. Финал может быть только жестоким.
И еще один важный момент. Картина Ханеке «Пианистка», кажется открывает дорогу интеллектуальной дискуссии о роли музыки в гендерной теме. Недавний фильм «Тар» о властной женщине-дирижере, оставляющей за собой череду жертв, явно сделан с оглядкой на успех «Пианистки». Такую ли он оставит о себе память, это другой вопрос.
Пианистка, Михаэль Ханеке, 2001 г.
Последние события
Объявлены лауреаты премии Бузони
Чилийский композитор Максимилиано Алехандро Сото Майорга, живущий в Германии, стал лауреатом композиторской премии Бузони, которую проводит Берлинская академия искусств.
Фильм в стиле самого Сент-Экзюпери
Приключенческий фильм «Сент-Экзюпери», основанный на реальной истории из жизни автора «Маленького принца», выйдет в российский прокат в феврале. Французского лётчика и писателя сыграл Луи Гаррель.
Спектакль из Красноярска признан лучшим
Объявлены лауреаты национальной премии «Музыкальное сердце театра». Рок-опера «Орёл и Ворон» Красноярского музыкального театра победила в нескольких номинациях, включая и главную.