Майолика М. Врубеля «Морской царь»

Дата публикации: 21 июня 2018

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Знаменитые майолики Михаила Врубеля — «Весна» и «Снегурочка», «Лель» и «Мизгирь», «Волхова», «Садко» и «Морской царь» были созданы на темы опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка и „Садко“. Эти великолепные работы мастера — самые необычные иллюстрации к операм великого музыкального сказочника.
Майолика М. Врубеля «Морской царь»
Михаил Врубель — мастер многогранного художественного дарования — воплотил в своем творчестве идею синтеза искусств. Монументальные росписи, станковая живопись и графические произведения, театральные декорации и архитектура, скульптура и керамика — каждый вид художественной деятельности получает в его исполнении новые выразительные возможности. «Во всем, что он делал, была какая-то безошибочность», — отмечал современник Врубеля, художник Александр Головин.
Вторая половина 1890-х гг. в жизни и творчестве Михаила Врубеля тесно связана с ярким явлением отечественной культуры, известным как Абрамцевский художественный кружок. Село Абрамцево — усадьба «московского Медичи» Саввы Мамонтова — притягивало лучших художников своего времени. Под «вдохновляющим деспотизмом» этого коллекционера и мецената раскрывается талант Александра Головина, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Валентина Серова, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. Здесь создается новый стиль — вариант европейского модерна на национальной основе.
В 1889 году Савва Мамонтов открывает в Абрамцеве гончарную мастерскую, где начинается работа с поливной керамикой — «майоликой». Для руководства мастерской Мамонтов приглашает керамиста-технолога Петра Ваулина, который искусно превращает поверхность глиняных изделий в сверкающую драгоценность.
В мастерской пробуют силы многие художники абрамцевского кружка, но именно Врубель поднимает это ремесло до уровня настоящего художественного явления. Он не только создает графические эскизы керамических вещей, но с интересом занимается ремесленным процессом их изготовления. В гончарных мастерских Абрамцева Врубель бесконечно экспериментирует, создавая изразцы для печей, блюда и вазы, чаши, скульптурные композиции.
Тема моря была близка художнику, и образы морских фантастических существ ему особенно удавались. Врубель участвовал в оформлении постановки оперы «Садко» в Московской частной опере Мамонтова в 1897 году, после чего написал картину «Прощание Морской царевны с Морским царем», акварель «Морская царевна» и создал майоликовые скульптуры, изображающие этих существ. Морской царь был выполнен в различных цветовых вариантах. Морской царь, хранящийся в Русском музее, — в темно- синем цвете морских глубин, в завихрениях то ли волос, то ли волн. Существует многоцветный вариант: темно-синее лицо окружено зелеными волнами с бело-желтыми барашками. В Музее музыки представлен еще один вариант — монохромный, цвета сияющего перламутра.

Последние события

Новое звучание «Броненосца „Потёмкина“»

Три российских композитора напишут новую музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Увидеть ленту в новом музыкальном оформлении можно будет в ноябре.

В театре Сац премьера оперы «Три сестры»

Московскую премьеру оперы по мотивам пьесы Чехова «Три сестры» композитора Александра Чайковского представят 29 и 30 апреля в пространствах Большого фойе Театра имени Сац.

Премьера сюиты «Жди меня»

Премьеру сюиты «Жди меня» представит «Свободный балет» Валерия Терёшкина на сцене Большого зала Красноярской филармонии. Выступление пройдёт 16 мая. Постановка посвящена 80-летию Великой Победы.

Поиск по сайту