Рахманинов и Жаров
Дата публикации: 28 июня 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии, запечатлевшей Сергея Рахманинова и хорового дирижера, регента Хора донских казаков Сергея Жарова, ясно просматривается тисненый штамп фотоателье «Урсула Рихтер. Дрезден». По воспоминаниям Жарова, можно предположить также дату и обстоятельства, при которых был сделан этот снимок — 25 сентября 1927 года в артистической после концерта хора в Дрездене. Рахманинов, присев у стола, что-то пишет в тетрадь, и мы даже догадываемся, что именно, но об этом чуть позже. Жаров — невысокий, худой, в военной гимнастерке, его обычной концертной одежде, стоит за его спиной и, улыбаясь, читает написанное.

Рахманинов познакомился с Сергеем Алексеевичем Жаровым в Москве, когда тот был маленьким мальчиком с чудесным голосом и пел в знаменитом Синодальном хоре. Рахманинов считал этот хор лучшим на свете. После окончания Синодального училища Жаров избрал военную карьеру. Еще будучи юнкером Александровского военного училища, он добровольцем попал на фронт; позже, в годы гражданской войны, воевал в составе Донского казачьего полка. Вместе с частями белой армии, отступавшими из Крыма, Жаров оказался в турецком лагере интернированных солдат и офицеров Чилингир. Для участия в богослужении по приказу командования из всех полков были отобраны три десятка лучших певцов. В дальнейшем хор под управлением Жарова пел в церкви русского посольства на острове Лемнос, а в 1923 году состоялось его первое публичное выступление в Вене в церемониальном зале «Хофбург». За 55 лет своего существования хор дал более 10 тысяч концертов и объездил весь мир. Успех и известность хора Жарова были феноменальны.
Итак, после концерта в Дрездене 25 сентября 1927 года в артистическую вошел «высокого роста господин со строгим и умным лицом», — вспоминал Жаров. Дирижер, конечно, сразу узнал знаменитого музыканта — помнил его по Москве. Жаров спросил Рахманинова о его впечатлении от концерта. «Он посмотрел на меня своими холодными серыми глазами. Улыбнулся. — И на солнце есть пятна. И у Вас есть погрешности. Надо работать. Еще много работать».
В дальнейшем Рахманинов и Жаров еще не раз встречались, вспоминали Москву, Синодальный хор, беседовали о манере дирижирования, о недостаточном хоровом репертуаре. Рахманинов посоветовал Жарову самому заняться хоровыми аранжировками (и дирижер этим советам последовал).
В одном из писем 1935 года Рахманинов благодарил хор за исполнение его духовных сочинений: «Хор Жарова доставил мне истинное наслаждение. Хорошо поют они духовную музыку!». А тогда, в Дрездене, Рахманинов написал в дневнике хора: «Много счастья и успеха великолепному хору. С. Рахманинов. 25 сентября 1927 года, Дрезден» и добавил нотную строчку с двумя тактами записи песнопения «Многая лета». Об этом мы узнаем из воспоминаний Жарова. Этот момент и запечатлел фотограф.
Последние события
Презентация книги о Валентине Берлинском пройдёт в Москве
В Центре камерной музыки Ирины Архиповой в Москве 25 апреля пройдёт презентация книги Марии Маталаевой «Жизнь на кончике смычка», посвящённой виолончелисту и педагогу Валентину Берлинскому.
Мацуев получил орден «За заслуги перед Отечеством»
Владимир Путин наградил пианиста Дениса Мацуева орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Указ президента опубликован на портале правовой информации.
«Музыкальная весна» в Петербурге
Фестиваль ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна» пройдёт в Северной столице с 4 по 28 мая. Центральное место смотра занимают премьеры сочинений местных авторов.